Уроки биологии 7 класс Разработала




Тема:

Общая характеристика класса Земноводные

.

Разнообразие живого.




Уроки



биологии



7 класс




Разработала:



Лукина Татьяна Ивановна, учитель биологии МБОУ СОШ № 2 г. Боготол Красноярского края.




Тема: Общая характеристика класса Земноводные

(7 класс).


Цели:

Задачи:

1. помочь в составлении характеристики класса Земноводные;

2. познакомить учащихся с признаками земноводных, с приспособленностью к жизни в двух средах;

3. показать значение земноводных в природе;

4. на материале учебника продолжить формирование общеучебных умений и навыков;

5. воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников, развивать умения работать в группах, коллективе;

6. осуществлять экологическое воспитание через содержание изучаемого материала.
Оборудование:


Ход урока:




  1. Организационный момент.

  2. Вызов информации (актуализация).


Отгадайте загадки:
а) И в лесу мы, и в болоте;

Нас всегда везде найдете,

На поляне, на опушке

Мы зеленые . . . (лягушки)

б) Покрупнее, чем лягушка,

Пучеглазая подружка.

И, конечно, все слова

Заменяем словом «ква». (жаба)

Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных - земноводных, (учащиеся вспоминают литературные произведения, где встречаются представители данного класса, и высказывают свои отношения к этим животным).

Осмысление (изучение нового материала)

Учащиеся работают по технологии КСО (методика взаимообмена заданий). Для этого учебный материал разбиваем на 2 части (подтемы).

Каждая карточка содержит законченную информацию. Содержание карточек, по которым учащиеся работают индивидуально, а затем передают полученную информацию своему партнеру, приведены ниже. После работы в парах учащиеся обмениваются карточками.
Карточка 1.
Тема:

«Общая характеристика класса Земноводные».

Прочитайте по учебнику Захарова В.Б. и Сонина Н.И. «Биология. Многообразие животных организмов». 7 класс стр.186, класс Земноводные, или Амфибии.

1. Выпишите общую характеристику класса земноводные.
Общая характеристика земноводных:


1.

2.

3.

4.

5.

2. Заполните схему классификации амфибий.


Приведите примеры амфибий.

Тип

____________________________

Подтип

_________________________

Класс Земноводные:







Отряд __________



Отряд __________

Отряд __________


  1. На основе своих знаний и записей ответьте на вопросы:

а. По каким признакам животные этого класса получили название

«Земноводные».

б. На основании каких признаков земноводных делят на классы. Расскажите своему партнеру общую характеристику класса земноводные.

Проверьте записи, поставьте оценку.

Карточка 2
Тема:

«Общая характеристика класса Земноводные».

Прочитайте по учебнику Захарова В.Б. и Сонина Н.И. стр.186-187.

Установите признаки, по которым земноводные отличаются от рыб. Обратите внимание на форму тела, покровы, наличие конечностей.
1. Приспособленность земноводных к жизни в воде и на суше


Приспособленность к жизни в воде

Приспособленность к жизни на суше

1.

2.

3.



4.

1.

2.

3.



4.

2. Рассмотрите рисунки и решите, на основе чего можно утверждать, что

земноводные произошли от древних рыб.




3 Решите задачу

Индия в 1970г. экспортировала 25 млн. лягушек, Италия с 1968г. по 1970г. продала в другие страны 47 млн. лягушек и ежегодно экспортирует свыше 30 тыс. хвостатых земноводных. Почему земноводные составляют предмет международного экспорта?

Ответ: Земноводные закупаются для научных лабораторий, как объекты содержания в аквариумах и террариумах, в качестве средства биологической борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур. В ряде стран Европы, Азии и Северной Америки лягушек употребляют в пищу.

4. Расскажите своему партнеру о приспособленности земноводных к водной и наземной среде обитания. Поясните происхождение их от древних рыб. Проверьте записи, поставьте оценку.
Карточка №3.
Тема:

«Строение земноводных».

Прочитайте по учебнику Захарова В.Б. и Сонина Н.И. «Биология. Многообразие животных организмов», 7 класс статья «Строение земноводных» стр.188.

1. Назовите кости скелета лягушки, обозначенные цифрами.

2. Информацию занесите в таблицу «Строение скелета лягушки»




Отделы скелета

Название костей

Значение отдела скелета









3. Решите задачу:

Растут ли лягушки зимой?

Ответ: Зимой лягушки находятся в состоянии оцепенения на дне водоемов, в норах грызунов, под опавшей листвой. У них резко понижается обмен веществ. Клетки тела не делятся, рост лягушек не происходят.

4. Ответьте устно на вопросы: № 3, 4, 5 стр. 194. Расскажите своему партнеру о строении лягушки. Проверьте записи. Поставьте оценку.
Карточка 4
Тема:

«Строение земноводных»

1. Прочитайте по учебнику Захарова В. Б. и Сонина Н. И. «Биология. Многообразие живых организмов», 7 класс статья «Строение земноводных» стр. 188.

Ответьте на вопросы:



2. Составьте таблицу:


Скелеты для сравнения

Сходство

Различие

Рыбы

Лягушки







3. Ответьте на вопросы устно:





  1. Расскажите своему партнеру о приспособленности земноводных. Проверьте записи. Поставьте оценку.

Рефлексия.




Вопросы:

1. Какие прогрессивные изменения произошли у земноводных в ходе эволюции?

2. Какие черты наземных позвоночных свойственны лягушке?

3. В чем заключается сходство земноводных и рыб?

4. Опишите скелет лягушки. Чем отличаются конечности амфибий от парных плавников рыб?

5. Может ли лягушка сбрасывать с себя кожу? Почему?

Задание №1

(работа в группах по предложенным картинкам отрядов земноводных).

1ая группа - Отряд Безногие земноводные:

1. Каковы особенности внешнего строения Безногих Земноводных?

2. Где обитают червяги?

3. На основании, каких признаков строения, червяг относят к земноводным?

2ая группа - Отряд Хвостатые земноводные:

1. Каковы особенности внешнего строения хвостатых амфибий?

2. Как передвигаются хвостатые амфибии?

3. Как приспособлено строение хвостатых амфибий к среде их обитания?

3ая группа - Отряд Бесхвостые земноводные:

1. Какие приспособления появились у бесхвостых амфибий в связи с большой степенью освоения суши?

2. Каковы особенности внешнего строения отряда бесхвостых?

3. Объясните, почему прудовая лягушка, обитающая в водоемах и в близи них активна днем, а травяная, обитающая на болотах и лугах, в сумерки?

Если останется время, учащиеся обсуждают в группах вопросы, при этом они выбирают выступающего, который выскажет предположение группы.

Задание №2

Если вы хорошо запомнили данную тему, то легко ответите на вопросы кроссворда «Знаете ли вы?»




Ответы: 1. Жаба. 2. Квакша. 3. Лягушка. 4. Жерлянка. 5. Саламандра.

Задание №3

Заполните таблицу.




С чем связано название класса Амфибии или Земноводные

Представители класса

Особенности внешнего строения, образ жизни

Значение












Домашнее задание:







Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат