в душе была надежда - Человек и его язык

в душе

была

надежда

: вот всё каким-то чудом перевернётся вдруг и выйдет по-другому. Шишков. Угрюм-река; -Мы тёмные,

с

великой

надеждой в сердце

осклабился кузнец. Шишков. Угрюм-река). Надежда – это тайна сердца или, другими словами, сердце – это тайник надежды (таить/ затаить надежду в сердце; ср.: Лишь тот, кто под землёй сокрыт,

Надежды в сердце не таит

!.. Некрасов. Новый год). Душа и сердце в русской языковой картине мира закрепляют за собой сферу чувств. Надежда также концептуализируется признаками чувств (чувствовать надежду в душе/ сердце).
Концепт надежда может быть связан с концептом судьба. Судьба – это некая доля, участь, некий удел («Душа отцвела; Природа уныла; Любовь изменила, Любовь унесла Надежду,

надежду

– мой сладкий

удел

». Жуковский. Тоска по милом). То, что не дано судьбой, не позволено совершить человеку. Такая ситуация обозначается в языке как «отсутствие надежды» (ср.:

С душой безнадежной

младой удалец Прыгнул, чтоб найти иль коралл, или конец. Лермонтов. Баллада; И мигом пагубный цветок Схватил рукою

безнадежной

; И сердца пылкого в залог Его он кинул деве нежной. Лермонтов. Незабудка; Чем

безнадежнее

и строже Года разъединяют нас, Тем сердцу моему дороже, Дитя, с тобой крылатый час. Фет. Чем безнадежнее и строже…).
Исследование и сопоставление стереотипных признаков концептов позволяет выявить общие и специфические особенности народных (нена-учных) систем знаний о внутреннем мире человека, а также выводить некоторые заключения о свойствах национальной ментальности. Интер-претация языковых средств, служащих для таксономии отдельных фраг-ментов внутреннего мира, является одним из методов исследования процессов категоризации субъективной действительности и отражения этих процессов в языковых структурах.
Описание разнообразных сторон внутренней жизни человека происходит в соответствии с развитием концептуальной системы этого мира, которая, в свою очередь, являет собой «познанную» структуру и свойства человеческой психики. Языковая концептуализация внутреннего мира представляет осмысление его фрагментов, которое объективируется в виде соответствующих языковых единиц. Концептуальные структуры знаний о внутреннем мире эксплицируются в системных парадигматичес-ких и синтагматических связях таких языковых единиц.
Основной способ постижения всего мира заключается в постижении его фрагментов путем членения и установления тождества между отдельными компонентами. Подобный подход используется и при постижении внутреннего мира; он строится на осознании единства внешнего и внутреннего мира при одновременном понимании объективности и субъективности их существования.
Структура концепта формируется несколькими группами признаков, которые отображают прототипические способы описания фрагментов мира. В языке метафоризация происходит на основе некоторого исходного образа, который в лингвистике называют корневой или концептуальной метафорой, в психологии – архетипом. Например, время в русской языко-вой картине мира переосмысляется в образах водного потока – время течёт, утекает, иссякло, летающего существа – время летит, уносится, проносится или некоего ресурса – тратить чьё время, время закончилось, время – деньги, деньги представляются через образы песка – сыпать деньгами, рассыпать мелочь или воды – деньги утекают сквозь пальцы, деньги потекли к нему рекой, которая понимается как освоенная область стихийного мира: деньги – это водный поток, находящийся под контролем человека – регулировать/ контролировать денежные потоки.
Концептуальная метафора является результатом процесса образного подобия, переходящего во внутреннюю форму. Концепты абстрактной сферы формируются за счёт признаков предметов или явлений, уже названных и познанных, представленных в виде знаков в данной семио-тической системе. Концептуальные метафоры объединяются на основе вегетивных, зооморфных, антропоморфных, социоморфных, предметных, метеорологических, стихийных, пространственных признаков.
Так, некоторые устойчивые сочетания преподносят прототипи-ческий образ надежды через биоморфные признаки ‘живого существа’. Группа признаков концепта надежда в таком случае представляется в следующем виде:
Надежда – живое существо (живая надежда; надежда жива в ком; надежда живёт и не умирает; надежда умирает последней; воскресшая надежда; воскресить надежды в ком);
Надежда – насекомое: мотылёк (крылатая устар. поэт./ трепетная/ крохотная разг./ крошечная надежда; порхать на крыльях надежды);
Надежда – двигающееся существо (надежда пришла к кому; надежда покинула кого; ср.: Сошел на землю новый год; Сошел – и гласы раздалися, Мечты,

надежды понеслися

Навстречу божеству сему. Державин. На Новый Год);
Надежда – (плохо) воспринимающее существо (глухая надежда; слепая надежда);
Надежда – питающее существо (питать надежду книжн.);
Надежда – спящее существо (пробудить в ком надежду);
Надежда – существо с характером (верная/ вольнолюбивая устар./ простодушная/ робкая/ смелая/ тихая/ честолюбивая/ добрая надежда; ср.: Измучен жизнью,

коварством надежды

, Когда им в битве душой уступаю, И днём и ночью смежаю вежды И как-то странно порой прозреваю. Фет. Измучен жизнью, коварством надежды …);
Надежда – говорящее существо (голос надежды; ср.: Я не ропщу на трудный путь земной, Я буйного не слушаю невежды: Моим ушам понятен звук иной, И сердцу

голос

слышится

надежды

Фет. Мадонна);
Надежда – жилец/ поселенец (вселять/ вселить в кого надежду высок.; вселить надежду в сердца людей высок.);
Надежда – гость (надежда появилась у кого; надежда посетила кого; с надеждой проститься);
Надежда – ребёнок (лелеять надежду книжн.; поддерживать надежду);
Надежда – обманутое существо (обмануть чьи надежды).
Как любое живое существо, надежда живёт и обладает способностью воспринимать (ср.: О милый гость, святое Прежде, Зачем в мою теснишься грудь? Могу ль

сказать

:

живи надежде

? Скажу ль тому, что было: будь? Жуковский. Песня). Надежда-живое существо может умереть (надежды умерли; «Твоя обширная столица – Последний шаг мечты моей, Она –

надежд

моих

гробница

, погибшей славы – мавзолей» Соколов. Он). Фактический материал показывает, что возможны окказиональные признаки у концепта надежда, свойственные авторским картинам мира. Так, например, надежда может воспроизводиться в образах помощника (Где, где ты,

Надежда

, которой только

свистни

– и

рванёт на выручку

? Л.Беляева. Бабка с луны), существа с возрастом (Я полон дум, когда, закрывши вежды, Внимаю шум Младого дня и

молодой надежды

; Я полон дум. Фет. Я полон дум, когда, закрывши вежды…).
Вторую группу формируют признаки концепта надежда, актуализирующие прототип ‘отношения к жизни’:
Надежда – не рациональное отношение к жизни (безрассудная/ безумная/ глупая/ нелепая/ наивная/ опрометчивая надежда);
Надежда – эмоциональное отношение к жизни (волнующая/ восторженная/ мучительная/ безотчётная/ неясная/ отчаянная/ страстная/ романтическая надежда устар.; ср.: Нет, даже не тогда, когда стопой воздушной Спеша навстречу мне, улыбку ты даришь И, заглянув в глаза, мечте моей послушной О

беззаветности надежды

говоришь. Фет. Нет, даже не тогда, когда стопой воздушной…).
Третья группа, входящая в структуру концепта надежда, восходит к прототипу ‘обман’:
Надежда – обман/ тщета (заманчивая/ иллюзорная/ ложная/ лукавая/ напрасная/ несбыточная/ обманчивая/ пустая/ тщетная/ эфемерная надежда; жить, обманывая себя надеждой; надеяться напрасно/ зря разг.; напрасные надежды);
Надежда – обольщение (ветреная/ дразнящая/ манящая/ неверная/ неопределённая/ обольстительная/ обманутая/ сладкая/ сладостная/ томительная/ чарующая надежда).
Обольщение – это и есть надежда (ср.: [Я]

льщу

себя

надеждой

, что господа помпадуры приобретут мою книгу. Салтыков-Щедрин. Помпадуры и помпадурши). Тщета ожидания определяется обольщением, надеждой (льститься/ обольщаться надеждой; ср.: Бедный Ванька!

Надеждой не льстись

, Чтоб сегодня седок отыскался: Двадцать градусов, ветер притом – Бескаретные ходят пешком. Некрасов. О погоде. Крещенские морозы). Надежда – это не только индивидуальное качество человека. Надежды обобщаются до национальных размеров. Надежда-обольщение для славян, например, может заключаться в ожидании вольности, воли – ключевого концепта русской и, шире, славянской, культуры (

Надеждою обольщена

, Вотще душа славян ждала Возврата вольности: весна Пришла, но вольность не пришла. Лермонтов. Последний сын вольности). Надеждой обманывают собственную душу (И бурные смирял он страсти, И было у него во власти Больную душу как-нибудь На миг

надеждой обмануть

! Лермонтов. Ангел смерти). Ожидание в некоторых контекстах выступает синонимом надежды (Таким образом публика, ожидавшая соблазнительного шума,

обманулась в

своей

надежде

и была принуждена утешаться единым злословием. Пушкин. Арап Петра Великого). Желания и надежды объединяются общим признаком ‘обман’ (Я вспомнил прежних лет безумную любовь, И всё, чем я страдал, и всё, что

сердцу мило, Желаний и

надежд

томительный

обман

... Пушкин. Погасло дневное светило).
Четвертая группа концепта надежда определяется прототипом ‘тайна’:
Надежда – тайна (тайная/ сокровенная надежда);
Надежда – личное, интимное (личные надежды).
^ Надежды хранятся в тайниках сердца и души (надежду таить в душе/ сердце; ср.: [Марина:] Я требую, чтоб ты

души

своей Мне

тайные

открыл теперь

надежды

, Намеренья и даже опасенья. Пушкин. Борис Годунов). Личные надежды таят в самых глубинах души. Такие надежды составляют утешение жизни человека (Николушка и его воспитание, Andre и религия были утешениями и радостями княжны Марьи; но, кроме того, так как каждому человеку нужны свои

личные надежды

, у княжны Марьи была

в

самой

глубокой тайне

её

души

скрытая мечта и

надежда

, доставлявшая ей главное

утешение

в её жизни. Л.Толстой. Война и мир).
Пятая группа в структуре концепта надежда образуется признаками прототипа ‘стихия’, реализуемого посредством трёх характеристик – воды, воздуха/ дыма и огня/ света:
Надежда – вода (капля надежды; ни капли надежды; ср.: Как сердце робкое влекло

Излить надежду

, страх и пени, - А юный лист тогда назло Нам посылал так мало тени. Фет. Я был опять в саду твоём…);
Надежда – туман (надежда рассеялась);
Надежда – газ/ дым (надежда улетучилась; ср.: ^ Их снова ищет взор из-под уставших вежд, Мольба к ним тщетная стремится, И прежний

фимиам

несбыточных

надежд

У ног их всё ещё дымится. Фет. В полуночной тиши бессонницы моей…);
Надежда – (слабый/ тусклый) свет/ звезда (золотая/ блестящая/ бледная/ слабая/ светлая/ далёкая надежда);
Надежда – огонь/ солнце (горячая/ жаркая/ лучезарная устар./ немеркнущая/ беззакатная/ ослепительная/ пылкая/ сияющая/ угасшая/ яркая/ ясная надежда; у кого/ в ком теплится надежда; луч надежды).
Концепт надежда включает в свою структуру признаки ‘солнца’, которые в текстах реализуются разнообразными способами. Надежда наделяется лучами (

Надежды луч

бледнеет Теперь в душе моей…Уже другой владеет Навек рукой твоей!.. Карамзин. Прости; И чьё суровое чело

Лучом надежды

не цвело? Некрасов. Новый год), светом, озаряющим душу (Возможность обладать любимой женщиной доселе не представлялась его воображению;

надежда

вдруг

озарила

его [Ибрагима] душу; он влюбился без памяти. Пушкин. Арап Петра Великого) и чело (Сквозь слёз младенческих обманчивой улыбкой

Надежда озарить

сумела мне чело, И вот всю жизнь с тех пор ошибка за ошибкой, Я всё ищу добра – и нахожу лишь зло. Фет. Ничтожество). Надежда уподобляется звезде (

Звезда надежды

благодатная, Звезда любви волшебных дней, Ты будешь вечно

незакатная

В душе тоскующей моей! Чуевский. Гори, гори, моя звезда…). Надежда концептуализируется признаками ‘частицы огня’. Искрами надежды характеризуется нерукотворный – небесный – огонь (Плыву. На тихом сердце хлад, Дремотой лени тяжки вежды, И звёзды

искрами надежды

В угрюмом небе не горят. Бестужев-Марлинский. Сон). Надежда уподобляется искре, хранимой в сердце (Полно роль-то играть сумасшедшего,

В сердце искру надежды

беречь! Не стряхнуть рокового прошедшего Мне с моих невыносливых плеч! Некрасов. Застенчивость) или углям, тлеющим в сердце (А всё

надежда

в сердце

тлеет

, Что, может быть, хоть невзначай, Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край. Фет. Какая грусть! Конец аллеи…).
Шестая группа концепта надежда проявляет прототип ‘растение’:
Надежда – растительность (бесплодная надежда; буйная надежда устар.);
Надежда – сладкий плод (плод сладостных надежд; сладостные надежды; сладкая надежда). Надежда передаёт признаки ‘созревшего плода’ (ср.: Пуская в свет мои мечты, Я предаюсь

надежде сладкой

, Что, может быть, на них украдкой Блеснёт улыбка красоты… Фет. Пуская в свет мои мечты…);
Надежда – сад (надежда расцветает/ цветёт; ср.:

Расцвесть в надежде

неуклонной – С холодной разлучась грядой, Прильнуть последней, опьянённой К груди хозяйки молодой! Фет. Сентябрьская роза).
Седьмая группа структуры концепта надежда объединяет признаки, зафиксированные в лексикографических источниках: надежда «ожидание чего-либо желаемого, соединённое с уверенностью в возможности его осуществления». Надежда в таком случае реализуется через признаки виртуальных, планируемых и реальных, осуществляемых событий:
Надежда – желание/ ожидание (надежда на кого/ на человека/ коллектив/ команду/ событие; надежда на что/ на помощь/ поддержку/ сочувствие/ на успех/ выздоровление/ спасение/ счастливое будущее/ на лучшее/ на счастливый случай; надежда сделать что/ победить/ поступить/ спасти кого; выражать надежду);
Надежда – занятие (предаваться несбыточной надежде; ум исполнен надежд).
Надежда – жизнь (жить одной надеждой; отрадная надежда; приятная надежда);
Надежда – цель жизни (жить и надеяться; дразнящая/ манящая/ далёкая/ заманчивая/ неопределённая/ несбыточная/ пустая/ неверная/ нелепая надежда);
Надежда – поступок (опрометчивая/ отчаянная надежда; разрушительная надежда; дерзкая/ дерзостная надежда);
Надежда – ответственность (возлагать на кого надежду книжн.).
Жизнь представляет поле битвы, где любой поступок человека может быть описан метафорами геройства или трусости. В жизни человеку приходится воевать с трудностями, с самим собой, в таком преодолении помощь может заключаться в наличии надежды (ср.: Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат