В. Г. Распутин Живи и помни Содержание Биография Валентина Распутина Художественный мир писателя Повесть “Живи и помни” Заключение Список использованной л

Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua



В.Г. Распутин Живи и помни


Содержание 1. Биография Валентина Распутина……………..3 2. Художественный мир писателя……………….5 3. Повесть “Живи и помни”……………………….9 4. Заключение……………………………………….15 5. Список использованной литературы………….16 1. Биография Валентина Распутина Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, впосёлке Усть-Уда. В 1959 году окончил историко-филологический факультетИркутского университета. Работал корреспондентом в местных газетах Сибири.Корреспондентские впечатления нашли свое отражение в его первых книгахрассказов и очерков. Всесоюзную известность Валентину Распутину принесла повесть “Деньги дляМарии”. Сюжет заключался в поиске денег для доверчивой и не искушенной вбухгалтерских делах продавщицы сельской лавки, обвиненной в растрате.Писатель психологически глубоко раскрыл характеры самых разных людей,показал как нравственные вершины, так и глубины человеческого падения. Вбольшей части повестей Распутина именно женщины – главные героини (Анна в«Прощании с Матёрой», Настёна в «Живи и помни»). Последующие повести “Последний срок” (1970), “Живи и помни” (1974),“Прощание с Матерой” (1976) закрепили за писателем славу одного из лучшихпредставителей так называемой “деревенской прозы ”. Повесть «Живи и помни»впервые была опубликована в журнале «Наш современник» за 1974 год. В 1977году Валентин Распутин удостоен за неё Государственной премии СССР. В начале 80-х годов писатель создал цикл рассказов “Век живи – веклюби”, “Что передать вороне?”, “Наташа” и другие, в которых отошел отдеревенской тематики, хотя и остался верен нравственным проблемам. Результатом наблюдений над далеко не лучшими изменениями в жизнидеревни и нравственности людей стала публицистическая повесть “Пожар”(1985). Сюжет повести, как всегда у Распутина, прост: в поселке Сосновка наберегу Ангары горят склады. Люди пытаются хоть что-то спасти от огня. Ктоэти люди, как они ведут себя в этой ситуации, почему они совершают тот илииной поступок? Писателя интересует именно это, т. е. человек и все, что сним происходит. Ведь с человеком что-то творится, если душа его не находитпокоя, мечется, болит, стонет. Что же с ним происходит, и кто тому виною, икаковы причины? Все эти вопросы словно витают над пропахшей дымом пожараСосновкой, требуя ответа. Это произведение показывает, что люди по своейнатуре двулики. В обычной жизни они ведут себя нормально, но как толькоподворачивается случай, показывают всю свою сущность. И под час то, чтооткрывается, не всегда является хорошим. В последние годы Валентин Распутин целиком посвятил себя решениюактуальных проблем современности: экологических, нравственных, литературно-организационных. Увидели свет его очерки и статьи на эти темы, а такжеглавы публицистической книги “Сибирь, Сибирь…”. 2. Художественный мир писателя Произведения современных писателей остро описывают нашу повседневнуюобыденную жизнь, показывая ее недостатки и опущения, а также и сильныестороны в поведении людей. Писатели на разных эпизодах современнойдействительности пытаются выявить, обозначить и показать позитивные инегативные стороны общественной и индивидуальной жизни людей. И ВалентинРаспутин является одним из таких писателей. Творчество Валентина Распутина довольно часто противопоставляют“городской прозе”. И действие у него почти всегда происходит в деревне, иглавные герои, точнее героини, в большинстве случаев “старинные старухи”, исимпатии его отданы не новому, а тому древнему, исконному, что безвозвратноуходит из жизни. Все это так и не так. Критик А. Бочаров справедливо заметил, что между“городским ” Ю. Трифоновым и “деревенским” В. Распутиным при всем ихразличии много общего. Оба взыскуют высокой нравственности человека, обоихинтересует место личности в истории. Оба говорят о влиянии прошлой жизни насовременную и будущую, оба не приемлют индивидуалистов, “железных” деловыхсуперменов и бесхарактерных конформистов, забывших о высшем назначениичеловека. Словом, оба писателя разрабатывают философскую проблематику, хотяи делают это глубоко индивидуально. Сюжет каждой повести Валентина Распутина связан с испытанием, выбором,смертью. В “Последнем сроке” говорится о предсмертных днях старухи Анны и особравшихся у постели умирающей матери ее детях. Смерть высвечиваетхарактеры всех персонажей, и в первую очередь, самой старухи. В “Живи ипомни” действие переносится с 1945 год, когда так не хотелось умереть нафронте герою повести Андрею Гуськову и он дезертировал. В центре вниманияписателя – нравственные и философские проблемы, вставшие как перед самимАндреем, так и – в еще большей степени – перед его женой Настеной. В“Прощании с Матерой” описываются затопленные острова, на которомрасположена старая сибирская деревня, для нужд ГЭС, последние дни передпотопом стариков и старух, оставшихся на Матере. В этих условияхобостряется вопрос о смысле жизни, о соотношении нравственности ипрогресса, о смерти и бессмертии. Во всех трех повестях Валентин Распутин создает образы русских женщин,носительниц нравственных ценностей народа, его философского мироощущения,литературных преемниц шолоховской Ильиничны и солженицынской Матрены,развивающих и обогащающих образ сельской праведницы. Всем им присущечувство огромной ответственности за происходящее, чувство вины без вины,осознание своей слитности с миром как человеческим, так и природным. Старикам и старухам, носителям народной памяти, во всех повестяхписателя противостоят те, кого, используя выражение из повести “Прощание сМатерой”, можно назвать “обсевками”. Пристально вглядываясь в противоречия современного мира, ВалентинРаспутин, подобно другим писателям – “деревенщикам”, видит истокибездуховности в социальной действительности (человека лишили чувствахозяина, сделали винтиком, исполнителем чужих решений). Вместе с темписатель предъявляет повышенные требования к самой личности. Для него неприемлемы индивидуализм, пренебрежение такими национальными ценностями, какДом, труд, могилы предков, продолжение рода. Все эти понятия обретают впрозе писателя материальное воплощение, описываются в лирико-поэтическойманере. Порой даже герои, частично утратившие свою духовность, на какое-товремя нравственно воскресают, оказавшись под обаянием этих понятий. От повести к повести в творчестве Валентина Распутина усиливаетсятрагизм авторского мировосприятия. И все же писатель верит в духовное здоровье русского народа, передаваясвою веру в образах-символах, таких как солнце, таинственный зверек и т. д. В произведениях Валентина Распутина наблюдается противопоставлениесочного народного языка бездуховной казенной речи. Любимые персонажиписателя говорят живым образным языком, не лишенных и диалектных слов. Вкульминационных сценах их речь становится афористичной, близкой кпословицам и поговоркам, воплощающим народную мудрость. Позднее творчество писателя претерпело некоторые стилевые изменения. Внекоторых рассказах “Век живи – век люби” и “Что передать вороне?”писатель, развивая уже освоенные им психологические и символическиехудожественные приемы, одновременно преодолевает границы сугубогожизнеподобия за счет использования иррациональных ситуаций, говорит отаинстве бытия человека, о связи самых различных явлений с законамиКосмоса, о стремлении человека выйти за пределы обычной жизни и о егоответственности за духовное и физическое падение. С другой стороны в рассказах “Век живи – век люби”, “Не могу-у” иособенно в повести “Пожар” превалирует авторский публицистический пафос.Вместе с тем главный герой повести – шофер Иван Петрович Егоров не являетсялишь рупором авторских идей. Это вполне распутинский персонаж: человексовестливый, не столько обвиняющий земляков, сколько казнящий себя. Пожарпомог ему преодолеть нравственную усталость, отбросить малодушную мысль оботъезде. И здесь автор, оставляя финал открытым, тем не менее дает понятьчитателю, что жизнь не окончена, что его герой вышел из обрушившегося нанего испытания более закаленным, что он еще поборется. 3. Повесть “Живи и помни” В любом художественном произведении заглавие играет очень важную рольдля читателя. Название повести “Живи и помни” наталкивает нас на болееглубокое понятие и осмысление произведения. Эти слова “Живи и помни” –говорят нам, что все то, что написано на страницах книги, должно статьнезыблемым вечным уроком в жизни человека. События, описанные в повести, происходят зимой 1945 года, в последнийвоенный год, в деревне Атамановка. “…Атамановка лежала на правом берегуАнгары и была всего на тридцать дворов – не деревня, а деревушка”.Название, казалось бы, громкое, а в недавнем прошлом еще более устрашающее– Разбойниково. “… Когда-то в старые годы здешние мужики небрезговали одним тихим и прибыльным промыслом: проверяли идущих с Ленызолотишников”. Но обитатели деревни давно уже были тихими и безобидными иразбоем не промышляли, поэтому деревню и переименовали. Но вот в мирнуюжизнь русских людей бесцеремонно вторгается Великая Отечественная Война. Война... Само слово говорит нам о беде и горе, о несчастье и слезах, опотерях и расставаниях. Сколько людей погибло во время этой страшнойВеликой Отечественной войны!.. Но, погибая, они знали, что сражаются засвою землю, за своих родных и близких, за свою родину. Смерть — этострашно, но гораздо страшнее духовная гибель и падение человека. Именно обэтом рассказывает повесть Валентина Распутина «Живи и помни». На фоне девственной и дикой природы деревни Атамановка происходитосновное событие повести – предательство Андрея Гуськова. Вместе со всеймужской частью населения ушел на войну и Андрей. Во время войны этотчеловек не раз был ранен и контужен. “Ему довелось испытать всё: и танковые атаки, и броски на немецкиепулеметы, и ночные лыжные рейды, и изнуряюще долгую, упрямую охоту за“языком”. Летом сорок четвертого года Гуськов в который раз попал вгоспиталь. После выписки ему разрешили на десять дней поехать домой, но“когда пришло время, которого он так с нетерпеньем ждал, его оглушили: нафронт”. Он боялся ехать на фронт, но больше этой боязни была обида и злостьна все то, что его возвращало на войну, не дав побыть дома. Поэтому Андрейотправился не в свою часть, а воровски пробрался в родное село, ставдезертиром, придумав себе оправдание, что “он не железный: больше трех летвойна – сколько можно!”. В повести нет детективного сюжета, немного героев, но все это толькоусиливает нарастающий психологизм. Валентин Распутин специально в образеАндрея изображает обыкновенного человека со средними умственными идуховными способностями. Он на фронте добросовестно выполнял все солдатскиеобязанности и воевал только с одной мыслью: закончится война и он увидитвсех родных – отца с матерью и Настену. Это ему и помогало держаться в годытяжелой войны. Но что-то сломалось в нем, что-то изменилось. Время долгожданнойвстречи никак не наступало, Андрей замучился ждать. В конце концов онрешается на преступление и становится дезертиром. Раньше у него и в мысляхне было такого, но тоска по родным, семье, родной деревне оказалась сильнеевсего. И тот самый день, в который ему не дали отпуска, становится роковыми переворачивает жизнь героя и его семьи. Когда Андрей оказался около родного дома, он осознал всю низостьсвоего поступка, понял, что совершилось страшное и теперь ему всю жизньпредстоит прятаться от людей, оглядываться назад, бояться каждого шороха. Эта повесть не только о том, как солдат становится дезертиром. Онаеще и о жестокости, разрушающей силе войны, убивающей в человеке чувства,желания. Если солдат на войне думает только о победе, он может статьгероем. Если нет, то тоска, как правило, будет сильней. Постоянно думая овстрече с семьей, солдат мысленно стремиться увидеть всех своих родных иблизких, поскорей попасть в родной дом. В Андрее эти чувства были оченьсильными, ярко выраженными. И поэтому он – личность, обреченная на гибель ссамого начала, так как с той минуты, когда началась война, и до последнегомомента он жил воспоминаниями и в ожидании встречи. Трагедия повести усиливается за счет того, что погибает в ней не толькоАндрей. Вслед за собой он уводит и свою молодую жену, и еще не родившегосяребенка. Жена его – Настена — женщина, способная пожертвовать всем, лишь былюбимый человек остался жив. Поступок Андрея изменил всю жизнь Настены: порушились все ее мечты.Теперь она находится под властью своих чувств и любви. Она не могладействовать по иному пути, не подчиняясь своим чувствам и воле судьбы.Настена любит и жалеет Андрея и принимает на себя его вину. Она считает,что не имеет право осуждать мужа: если судьбе так угодно, значит так идолжно быть и никак иначе. Она, наоборот, пыталась спасти мужа, никому неговорила о нем, как он и просил. Приносила ему в зимовье еду и другиенеобходимые вещи. Настена пыталась образумить и показать ошибку своегомужа, но делала это любя, не настаивая и, в конце концов, соглашалась свыбором Андрея. Но тем не менее продолжала задавать себе один и тот жевопрос: “А как же дальше-то жить?” Как и ее муж, Настена — жертва всесокрушающей войны и ее законов. Ноесли Андрея можно винить, то Настена — жертва безвинная. Она готова принятьна себя удар, подозрения близких, осуждение соседей и даже наказание. Всеэто вызывает у читателя бесспорное сочувствие. “Война задержала Настениносчастье, но Настена и в войну верила, что оно будет. Вот настанет мир,вернется Андрей, и все, что за эти годы остановилось, снова тронется сместа. Иначе Настена и не представляла свою жизнь. Но Андрей пришел раньшевремени, прежде победы, и все перепутал, перемешал, сбил со своего порядка— об этом Настена не могла не догадываться. Теперь приходилось думать не осчастье — о другом. А оно, напугавшись, отодвинулось куда-то, затмилось,заслонилось — ни пути ему, казалось, оттуда, ни надежды”. Разрушенопредставление о жизни, а с ними и сама жизнь. Не каждому человеку данопережить такое горе и позор, который на себя брала Настена. Ей постоянноприходилось врать, вывертываться из сложных ситуаций, придумывать, чтоговорить односельчанам и Михеичу с Семеновной. Михеич, типичный для деревенской жизни образ, и его жена –консервативно строгая Семеновна - это родители Андрея Гуськова. У них вдоме и жила Настена, пока Андрей был на войне и четыре года с Андреем довойны. Настена им всячески помогала по дому и делала все сложные дела. В этой повести сопоставляется благородство Настены с одичавшим умомАндрея Гуськова. На примере того, как Андрей научился выть по-волчьи инабрасывается на теленка и убивает его видно, что он потерял человеческийобраз, полностью отошел от людей. Автор вводит в повесть “Живи и помни” много размышлений о жизни.Особенно хорошо мы это видим при встречах Андрея с Настеной. Они не тольковспоминают самые яркие впечатления из прошлого, но и размышляют о будущем.По моему мнению, здесь очень четко выделяется граница между прошлой ибудущей жизнью Настены и Андрея. Из их разговоров понятно, что раньше онижили счастливо: это доказывает множество вспоминавшихся им радостныхслучаев и моментов. Их они себе очень ясно представляют, как будто это былосовсем недавно. А вот будущую жизнь они не могут себе представить. Как этоможно жить вдали от всего человеческого народа, не видеть мать с отцом идрузей? Нельзя же всю оставшуюся жизнь прятаться ото всех и всего бояться!Но другого пути у них нет и герои это понимают. Стоит заметить, что восновном Настена и Андрей говорят о той, счастливой жизни, а не о том, чтобудет. Они пытаются прогонять мысли о будущем и живут настоящим. Настенавсе еще надеется, что Андрей передумает и вернется в деревню, ведь всеможно стерпеть, если держаться всегда вдвоем. Но Андрей с этим не согласен.Он понимал, что Настене тяжело и даже хотел уйти, оставив ее однупродолжать жить дальше, но Настена даже обижалась на эти слова и говорила,что останется вместе с ним. На протяжении всех встреч герои томятся своимиразмышлениями не от тоски и безделья, а желая понять назначениечеловеческой жизни. Повесть заканчивается трагической смертью Настены и ее не родившегосяребенка. Она устала жить такой жизнью – жизнью вдали от всего живого.Настена уже ничему не верила, ей казалось, что она это все придумала сама.“Голова действительно разламывалась. Настена готова была содрать с себякожу. Она старалась меньше думать и шевелиться – не о чем ей думать, некудашевелиться. Хватит… Устала она. Знал бы кто, как она устала и как хочетсяотдохнуть!”. Она прыгнула за борт лодки и … Автор даже не написал этогослова – утонула. Он описал все это образными словами. “Далеко-далекоизнутри шло мерцание, как из жуткой красивой сказки”. Заметна игра слов –“жуткой” и “красивой” сказки. Наверное, так оно и есть – жуткая, потому чтоэто все же смерть, а красивая, потому что именно она избавила Настену отвсех ее мучений и страданий. 6. Заключение Жизнь во время войны и ее конец отразилась и сказалась на жизнидеревушки Атамановки, все ее радостные и печальные стороны. Радостныемоменты – это те, когда мужики возвращались с войны, празднование победы. Велики и многообразны образы, описываемые Валентином Распутиным. Здесьмы видим образы деда Михеича и его жены Семеновны. Солдата МаксимаВологжина, мужественного и героического, не жалевшего сил, сражавшегося заОтчизну. Многоликий и противоречивый образ истинно русской женщины -Надьки, оставшейся после войны одной с тремя ребятишками. Судьба, котораяей досталась – не легкая, но она это вытерпела. И это подтверждает силуженского характера. Несмотря на тяжелую долю, выпавшую ей, она еще иподдерживала Настену в трудную минуту. Образ Иннокентия Ивановича, сующеговезде свой нос, что, возможно и погубило Настену. Все эти образы и их жизнь переплетаются в повести “Живи и помни”. Ичитатель может проследить как их характеры и поведение меняется с первой идо последней страницы, кто остается верен своим взглядам, а кто нет. Список использованной литературы 1. В. Г. Распутин. Повести и рассказы. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1989 г. – 464 с. 2. И. А. Панкеев. Валентин Распутин: По станицам произведений. – М.: Просвещение, 1990 г. – 144 с. 3. Русская литература XX в. 11 класс. Учебник для общеобразоват. Учреждений. В 2-х ч. Под ред. В. П. Журавлева. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2001 г. – 384с. 4. В. Г. Рапутин. Век живи – век люби. Повести. Рассказы – М.: Известия, 1985 г. – 576 с. 5. Русская литература ХХ в. 11 класс.: Учеб. для общеобразоват. учебных заведений. – В 2-х ч. Под ред. В. В. Агеносова. - 4-е изд. – М.: Дрофа, 1999 г., 352 с. Добавить документ в свой блог или на сайт Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат