«В поисках клада»

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения для ребёнка подготовительной к школе группы, имеющего общее недоразвитие речи, осложнённое дизартрией (ООК)



Мероприятие:

РМО учителей-логопедов

Место проведения

: МБОУ «ЦППРК» п.Октябрьский

Дата проведения:

08.02.2012г

Учитель-логопед:

Есманская Н. В.

Тема

: «В поисках клада»

Цель:

автоматизация звука [Л] в различных позициях в словах, предложениях, тексте

Задачи:



  1. Закреплять умение составлять рассказы с опорой на схему;

  2. Продолжать развивать навыки диафрагмального дыхания через выполнение упражнений по компьютерной программе «БОС-Здоровье»;

  3. Продолжать вырабатывать подъём и подвижность кончика языка через артикуляционные упражнения;

  4. Воспитывать доброжелательность, инициативность.

Оборудование: компьютер, «БОС-здоровье-детям» программа учимся и оздоравливаемся «Азбука»; игрушки – герои м/ф «Лунтик»: Лунтик, Мила, бабочка Элина, жаба Клава; «лужайка», картинки: ёлка, ландыш, лавка; карта-схема пути к кладу; «лужа», нить, бусины жёлтого, голубого, салатового цвета и картинка-схема собранных бус; калоши; «болото», «кочки»; «холм», сундук, «клад», схема для рассказа

Ход занятия:



Организационный момент

Сегодня на улице ясно и морозно. А (и в нашем зале тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому мы с вами будем чаще улыбаться друг другу и дарить свою радость окружающим.



Целеполагание: Клава клала клад в колоду.
Клад уплыл от Клавы в воду.
Не плыла за кладом Клава,
А колода уплывала. Какой звук часто встречается в словах? (Л) Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить слова со звуком [Л]

1.Самомассмаж языка

Сделаем языку полезный массаж – чтобы язычок стал расслабленным, послушным и ему легко было произносить разные звуки. Язык превращаем в лопаточку, а потом его погладим ласково губами; затем «расчешем» зубами; затем постукаем бережно губами; ….. зубами; нежно покусаем зубами; потом похлопаем губами; и в конце погладим ласково губами.



2.Артикуляционная гимнастика

Игры-упражнения для формирования движения губ: улыбка-заборчик-бублик-хобот слонёнка – 5-6 раз Артикуляционные упражнения для звука [Л]: «Лопаточка» «Иголочка» «Индюшата» «Лошадка» по 5-6 раз



3.Развитие дыхания

(с использованием компьютерной программы БОС-Здоровье «Азбука» ) Инструкция: - сидим прямо, опираясь на спинку стула; - на вдохе живот надувается, как шарик, на выдохе – сдувается; - вдох делаем через нос, выдох – через рот; Вдох лёгкий, короткий. Выдох длинный и плавный. Для контроля правильности дыхания мы одну руку кладём на живот, а другую на грудь. дышим в ритме открывания картинок на мониторе: картинка открывается вверх – делаем вдох, картинка открывается вправо – делаем выдох. дышим плавно, без задержек на вдохе и выдохе.



4. Изолированное произношение звука [Л]

Посмотри на слайд. Что изображено? (лужайка и самолёт) Давай вспомним песенку самолёта. Расскажи, как правильно произнести звук [Л] (зубы, губы, язык) Приготовилась? Произноси «песенку самолёта» и следи глазами, куда он летит. (кликаю мышью по слайду) (Алина: Л-Л-Л, так 3 раза) Где летал самолёт? (над лужайкой)

А у нас тоже есть лужайка, давай посмотрим, какая она красивая. (подходим к лужайке) Кто тут спрятался? (Лунтик и Мила) Из какого мультфильма эти герои? (м/ф «Лунтик») Лунтик рассказывает, что друзья решили поиграть с ним и предлагают найти клад. А где его искать Лунтик не знает. Лунтику нужна твоя помощь, ты поможешь Лунтику? Тогда в путь!

5.Развитие фонематического слуха

Наше приключение начинается с этой лужайки. Мила предлагает Лунтику поиграть: прыгать с цветка на цветок и петь песенки. (берём в руки игрушки Милу (логопед) и Лунтика (ребёнок). Логопед перемещает Милу с цветка на цветок и произносит слоги со звуком [Л]. Ребёнок перемещает Лунтика с цветка на цветок и повторяет слоги со звуком [Л]. Далее все задания ребёнок выполняет, держа в руках Лунтика) Речевой материл : ла-ло-лу ел-ил-ал плы-плу-пла вла-влу-вла тлу-тлу-тла

Миле понравилось играть, и она предлагает поиграть в «Прятки». Называй, куда спряталась Мила и откуда она выглядывает. Речевой материал : ЗА ландыш – ИЗ-ЗА ландыша, ЗА ёлкой – ИЗ-ЗА ёлки, ПОД лавку – ИЗ-ПОД лавки

(Мила благодарит Лунтика и показывает карту-схему дороги к кладу) Посмотри на план, как нам с Лунтиком добраться до клада? А мы возьмём с собой Милу? (да) Куда нам идти сначала? (К луже) Правильно к большой луже.



6.Произношение слов со звуком [Л]

Чтобы нам было не скучно в пути. Давай поиграем в игру «Скажи наоборот» Речевой материал:



У берёзки ствол тонкий, а у дуба - ….(толстый) Заяц трусливый, а лев - … (смелый) Суп горячий, а эскимо – (холодное) Собака сытая, а волк - … (голодный) Воздушный шар лёгкий, а гиря - …. (тяжёлая) Великан сильный, а Дюймовочка - …(слабая) Марфушка грубая, а Настенька - … (ласковая)

Вот мы и пришли. Кто нас здесь встречает? (бабочка Элина) Почему Элина плачет? У неё были красивые бусы, но они рассыпались, осталась только фотография. Давай соберём бусы! (Ребёнок собирает бусы, называя цвет бусины)

Элина рада, что ей собрали красивые бусы. Ой, как же Лунтику перебраться через большую лужу? (ответы ребёнка) Элина предлагает перейти в калошах. Можно так сделать? Где же нам взять калоши? А калоши нам подарит Элина, если мы выполним её задание. (Задание «Аналогии») Речевой материал: водолаз – ласты, лошадь – седло, белка – дупло, яблоко – яблоня, лодка – весло, полотенце – мыло.

Молодец! (Ребёнок надевает калоши и переходит лужу) Спасибо, Элина, пошли с нами за кладом! (берём бабочку Элину) Куда же нам идти дальше? (К болоту)

7.Автоматизация звука [Л] в предложениях

Вот и болото. Кто здесь живёт? (жаба Клава) Как же можно перейти через болото? (по кочкам) Жаба Клава покажет кочки, если ты исправишь «сломанные» предложения. Речевой материал:



Халат надел Ладу. На белке сидела ёлка. Флажок махал Павлом. Стол поставили на лампу. Стол укатился под клубок. У голубого платья есть кукла. Ладони вымыли Аллу мылом. Шёлковый галстук купил Володю.

(Ребёнок исправляет деформированное предложение и прыгает по кочкам). Спасибо жаба Клава. Пошли с нами клад искать! (берём жабу Клаву) А теперь куда идти? (К холму)

8. Автоматизация звука [Л] в текстах

(Милу, бабочку Элину, жабу Клаву посадить на скамейку)

Вот и пришли к волшебному холму. Холм откроет свои сокровища, если ты подробно расскажешь о своём путешествии (Лунтик встретил на лужайке Милу. Они вместе прыгали по цветкам и пели песенки со звуком Л, потом играли в прятки. Лунтик с Милой решили идти искать клад. Сначала они встретили у большой лужи бабочку Элину. Элина плакала, потому что рассыпала бусы из бусин голубого, салатового, жёлтого цвета. Лунтик помог собрать бусы и Элина подарила калоши, чтобы можно было перейти через большую лужу. Потом Лунтик, Мила и Элина встретили жабу Клаву. Жаба Клава попросила исправить сломанные предложения и показала кочки. По кочкам все быстро перешли глубокое болото и подошли к волшебному холму. ) Молодец! Рассказ получился очень подробный. Где-то тут возле холма должен быть клад. Давай его поищем…

(открываю «клад» )



9.Итог

Какой звук мы сегодня произносили? Какое задание показалось самым интересным? Самым трудным? Молодец! Справилась с трудными заданиями, правильно произносила звук [Л].



Используемая литература: Будённая Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. Комарова Л.А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы, имеющих общее недоразвитие речи, осложнённое дизартрией (ООК)



Мероприятие:

РМО учителей-логопедов

Место проведения

: МБОУ «ЦППРК» п.Октябрьский

Дата проведения:

08.02.2012г

Учитель-логопед:

Дерягина В.Ф.

Тема:

«Животные жарких стран»

Цель:

автоматизация звука [Р] в различных позициях.

Задачи:



  1. Закреплять и уточнять словарь по теме «Животные жарких стран»

  2. Активизировать деятельность артикуляционных органов через выполнение самомассажа

  3. Продолжать вырабатывать подъём языка, упругость и подвижность кончика языка через артикуляционные упражнения

  4. Закреплять умение самостоятельно составлять рассказы с элементами творчества

  5. Воспитывать формирование навыков сотрудничества, взаимодействия; доброжелательность, самостоятельность, инициативность, эмоциональность.

Оборудование:

игрушки –животные: жираф, крокодил, носорог, тигр, мартышка, зебра; картинки с изображением этих же животных; игрушка «Дятел», пособие «Занавесочка», схемы слогов, ширма, красивый мешочек, детские рисунки жирафов, гуашь коричневого цвета, сюжетная картинка «Смелые животные»

Предварительная работа

: рисование жирафа нетрадиционным способом от ладошки

Ход занятия:



Организационный момент Самомассаж

Я самый хороший

Я самый пригожий поглаживать голову от затылка вниз к плечам

Я всеми любимый

Я мамой хранимый

1.Самомассаж лица

Мартышка Чи-чи-чи провести ладонями от затылочной части

Продавала кирпичи, к основанию горла

Подбежал тут к ней зайчонок: указательным и средним пальцем провести

- Не продашь ли кирпичонок? по крыльям носа

-Нет – сказала Чи-чи-чи – всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам

Продаю я кирпичи.

Знай, зайчонок! Раздвинуть указательный и средний пальцы поставить

Нет слова «кирпичонок» перед и за ухом и энергично растереть кожу около ушей

2.Самомассаж языка (чистыми пальцами)

Упражнения

«Ёлочка», «Дождик», «Дорога», «Ноги и ножки», «Волк», «Дрова», «Гармошка»



3.Артикуляционная гимнастика

«Заборчик – окошечко - трубочка»

«Лопатка - иголочка»

«Болтушка»

«Облизываем зубы»

«Саночки»

«Дятел»

«Машина едет по дороге»



4. Развитие дыхания. Упражнение «Фокус»

Послушайте слова: кенгу

р

у, жи

р

аф, к

р

окодил, зеб

р

а, носо

р

ог, ма

р

тышка, тиг

р

, леопа

р

д. Кто это? (животные жарких стран) Какой одинаковый звук мы слышим в названии этих животных? ( [Р] ) Сегодня м ы будем учиться правильно произносить звук [Р] в словах и предложениях, а помогут нам в этом животные жарких стран.

-Нас встречает тигр. Как он зарычал? (р-р-р) Тигр далеко идёт (р-р-р: тихо). Тигр подошёл совсем близко (р-р-р: громко) Тигр сердито говорит: ры-ры-ры. Спрашивает: ара-ара-ара? Радуется: адр-одр-удр!

-Давайте назовём животных, которые сегодня будут с нами играть:

Носорог – мартышка – тигр Жираф и зебра - крокодил

Игра «Прятки» Животные решили поиграть с вами в прятки. Чьи части тела вы видите? (жирафьи рожки, тигриная шкура, крокодилья пасть, зебриная грива)

Игра «Назови два признака» Животным понравилось, как вы их быстро нашли. А теперь расскажите про этих животных. К каждому животному подберите по два слова-признака? В ваших словах обязательно должен быть звук [Р] (Дети достают по одному животному из мешочка и называют, кто это и какой он)

Жираф – травоядный, оранжевый; зебра – быстроногая, чёрно-белая; мартышка – резвая, крикливая; тигр – рычащий, хитрый; носорог – громадный, грозный; крокодил – кровожадный, хитрый



Игра «Назови лишнего» Посмотрите на картинки, назовите животных, скажите кто тут лишний и почему? (Жираф, зебра, крокодил – жираф и зебра травоядные, крокодил-хищник; носорог, мартышка, тигр – носорог и мартышка травоядные, тигр-хищник; носорог, крокодил, мартышка - носорог и крокодил могут обитать в воде, мартышка-только на суше)

Игра «Сколько слогов» Ребята, вы уже обратили внимание, что у одних животных названия длинные, а у других – короткие. Давайте определим, сколько слогов в названии наших животных и поставим их к соответствующей схеме (1 слог – тигр; 2 слога – жираф, зебра; 3 слога – крокодил, мартышка, носорог)

Упражнение на развитие мелкой моторики «Раскрась жирафа» На прошлом занятии рисунок ладошки мы с вами превратили в жирафа. Сегодня мы сделаем жирафа пятнистым с помощью наших пальчиков. (Дети выполняют задание)

П

сихогимнастика « Обезьяна».

Любит покривляться Обезьяна- Всех дразнить готова постоянно! Словно Заинька, насторожилась, Как лисичка доброй притворилась, Будто глупый Ослик, удивилась, Как колючий ежик, рассердился. Словно Мышка в норке, испугалась. И, как вы, ребята, рассмеялась.

Игра «Смелые животные» Вставьте в предложения пропущенные слова. (по картинке) (Мартышка забросала пиратов мандаринами из корзинки. Жираф схватил пирата за рубашку. Тигр ударил пирата хвостом. Крокодил сбросил орудие в море. Носорог ударил пирата рогом. Один пират падет за борт. )

Составление рассказа по картинке Давайте придумаем сказку про животных, как они оборонялись от пиратов. (Примерный рассказ: Жили-были в Африке дружные звери: резвая мартышка, оранжевый жираф, рычащий тигр, хитрый крокодил, громадный носорог. Они любили путешествовать на корабле. Однажды им пришла телеграмма из России: зверей приглашали в цирк. Друзья быстро собрались и поплыли на корабле по морю. Но тут неожиданно появились пираты и напали на корабль. Звери оказались храбрыми и стали сопротивляться. Мартышка забросала пиратов мандаринами из корзинки. Жираф схватил пирата за рубашку. Тигр ударил пирата хвостом. Крокодил сбросил орудие в море. Носорог ударил пирата рогом. Один пират падает за борт. Пираты испугались и удрали на своём пиратском корабле. А дружные храбрые звери продолжили своё путешествие.)

Итог занятия

Какой звук мы сегодня произносили? Какое задание вам показалось самым интересным? Самым трудным? Вы молодцы! Справились с трудными заданиями, правильно произносили звук [Р] и поэтому заработали награду.

Используемая литература: Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М.:АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008 Будённая Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. Водовозова Н.Г. Логопедический массаж язычной мускулатуры с речевым сопровождением. //Логопед №2 2009 Зуева Л.Н., Костылева Н.Ю., Солошенко О.П. Думай-говори . Занимательные упражнения по развитию речи дошкольников. Кн. Для воспитателей дет. Сада, логопедов и родителей. В 4 вып. Вып.3. Звуки Р, Л .- М.: Просвещение, 1996.

Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат