Воспитательный потенциал критериальной оценки - Описание опытно-экспериментальной работы и ее основных результатов

Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат

2. Воспитательный потенциал критериальной оценки.

Синиченко Н.Е.

Заместитель директора по воспитательной работе -

Дети завтра должны будут решать те проблемы,

которых сегодня ещё нет!1

Современное высокотехнологичное, конкурентное общество формулирует новый социальный заказ к общеобразовательной школе, который обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

До недавнего времени система образования была направлена на решение предметных задач, а в жизни все проблемы межпредметны. Возникла необходимость совершенствования системы оценивания как необходимой части образовательного процесса.

Современные тенденции в сфере педагогических измерений и оценки образовательных достижений предполагают переход

- от оценки отдельных, изолированных умений к интегрированной и междисциплинарной оценке;

- от оценки знаний и умений к оценке их применения и использования;

- от одномерного к многомерному измерению в социально и личностно значимом контексте.

Критериальная оценка полностью соответствует этим тенденциям, она становится деятельностной, так как способствует:

- формированию метапредметных навыков;

- развитию способностей самоанализа, самооценки, саморегуляции у учащихся;

- повышению мотивации учащихся в учебной деятельности;

-формированию отношений сотрудничества учащихся и учителей в образовательном процессе.

Воспитательный потенциал критериальной оценки трудно переоценить. Воспитательная функция оценки определяется тем, насколько реализуется процесс принятия, стабилизации, устойчивости изучаемого учебного материала, норм поведения контроля. При самооконтроле формируются основные личностные блоки: сотрудничество, законопослушание, ответственность, способность к самооценке.

Исследуя вопросы формирования интереса в обучении Г.И.Щукина, касалась проблемы самооценки Г.И.Щукина: «Вдумчивый анализ результатов деятельности со стороны учителя при активном участии в этом учащихся вырабатывает адекватность оценок своих результатов у каждого школьника, … в этом процессе оценок и самооценок результатов деятельности осуществляется воспитание ценностных ориентаций в познании и знаниях учащихся2.

Роль самоконтроля в процессе учебной деятельности подчеркивала Т.Н.Шамова, рассматривая его как средство активизации учащихся в процессе обучения: «Для ученика процесс учения может осуществляться при условии, если он будет управлять своей познавательной деятельностью, а для этого он должен уметь спланировать предстоящую деятельность, организовать ее выполнение своими силами и в процессе выполнения плана осуществить самоконтроль»3

Критериальная оценка способствует процессу социализации учащихся, так как выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке, помогает определить точки и направления дальнейшего совершенствования (роста), заложить основы для саморазвития, способности самообразования, создаёт условия для творческой самореализации.

Она формирует такие важные для социализации умения как:

- умение воспринимать и отбирать необходимую информацию из разных источников;

- умение сотрудничать с участниками образовательного процесса;

- умение общаться на другом языке (кроме родного);

- умение определять критерии для оценки достигнутых результатов;

- умение представлять результаты своей образовательной деятельности;

- умение делового общения (устного и письменного) в разных жизненных ситуациях;

- умение грамотно отстаивать свои права и интересы;

В оценочной деятельности реализуется заложенный в новом образовательном стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. Она не только реализует принцип обратной связи во взаимодействии с учеником при оценке результатов, но и организует такое взаимодействие (общение, диалог) с учеником, в ходе которого результаты воспринимаются учеником как достижения и успехи, т. е. позитивно, личностно и эмоционально.

Психолого-педагогическое сопровождение опытно-экспериментальной работы по критериальной оценке.

Лютова Наталья Петровна Педагог-психолог ГБОУ Гимназия № 272

Одна из целей современного школьного образования – развитие учащихся, формирующее важнейшую ключевую компетенцию – умение учиться, становление школьника как субъекта учебной деятельности. Полноценная учебная деятельность возможна только тогда, когда обеспечена возможность оценки результатов учебного труда самими учащимися, созданы условия для развития оценочной самостоятельности школьников, выступающей в качестве средства их дальнейшего самообразования и саморазвития: «Если дети полноценно усвоят действия контроля и оценки своих достижений, то дальнейшее формирование учебной деятельности будет проходить без особого труда»4.

Такие условия в нашей гимназии созданы путём опытно-экспериментальной работы «Критериальная оценка учебных достижений как основа оценочной системы гимназии».

Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о снижении уровня тревожности у учащихся, формировании адекватной самооценки, потребности трудиться для достижения своих целей.

Диагностика проводилась с помощью

«

Теста школьной тревожности» Филипса, который предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Вопросы в тесте сгруппированы по 8 факторам, позволяющим исследовать эмоциональное состояние учащегося в различных ситуациях учебной деятельности.

Содержательная характеристика факторов:

  1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

  2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

  3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

  4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

  5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

  6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Данные рисунка 1 свидетельствуют о снижении уровня общей тревожности в классе. Если рассматривать динамику по 8 факторам, позволяющим выявить наиболее проблемные участки в рамках общей тревожности, то отмечаются следующие изменения:

Таким образом, наблюдается снижение уровня тревожности по следующим параметрам:


Рисунок 1. Уровень школьной тревожности в 5а классе



Рисунок 2. Уровень школьной тревожности в 5б классе


На рисунке 2 мы видим снижении уровня общей тревожности в классе с 33,5% до 33,1%.

В начале учебного года прослеживалась повышенная тревожность в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей (51%) и после (46%), что свидетельствует о некотором снижении выраженности данного параметра.

В классе наблюдалась высокая тревога по поводу оценок, даваемых окружающими и ожидания негативных оценок (57,4%). В конце учебного года наблюдается значительное снижение показателя по данному параметру (48,1%).

Согласно результатам тестирования, учащиеся иногда испытывали трудности и страхи в отношениях с учителями и с взрослыми в школе (52,1%), к концу учебного года показатель по данному параметру снизился (49,4%).

Таким образом, наблюдается снижение уровня тревожности по следующим параметрам:

Также был проведён опрос «Мои умения». Опрос был предназначен для самоанализа гимназистами своих достижений по результатам учебного года, обнаружения и осознания существующих проблем и должен был акцентировать внимание гимназистов на нерешенных проблемах, способствовать формированию адекватной самооценки, воспитывать потребность трудиться для достижения своих целей.

Опрошено было 25 учеников в каждом из двух пятых классов.

Анализ результатов опроса показал, что в 5-А классе: 18 учащихся научились задавать вопросы, 17 – выполнять творческие задания, 16 – работать в группе, 16 – выступать в роли учителя, 11 – пересказывать художественный текст, 11 – заполнять контурные карты, 11 – переводить словесную информацию в схемы, таблицы, графики.

В 5-Б классе: 22 ученика научились иллюстрировать прочитанное, 21 – выполнять задания по образцу, 21 – отвечать на вопросы учебника, 21 – заполнять контурные карты,

21 – задавать вопросы, 21 – выделять главное, 21 – работать в группе, 12 – участвовать в ролевых играх, 5 – выступать в роли учителя.

Таблица №1

Фамилия, имя учащегося _________________________ Класс_______

п/п



Мои умения



1 или 0



1

Пересказывать содержание параграфа учебника






2

Излагать содержание художественного текста






3

Излагать свои мысли письменно




4

Запоминать правила и определения




5

Отвечать на вопросы учебника






6

Читать стихи наизусть




7

Заполнять контурные карты






8

Иллюстрировать прочитанное






9

Выполнять задание по образцу






10

Читать художественное произведение по ролям






11

Находить дополнительный материал по предмету




12

Переводить информацию в схемы, таблицы






13

Формулировать и задавать вопросы






14

Приводить примеры, доказывать свои мысли




15

Работать в группе






16

Выделять главное в тексте






17

Составлять план устного выступления, изложения, сочинения




18

Участвовать в ролевых играх






19

Выполнять творческие задания






20

Быть в роли учителя







Умения, которые учащиеся назвали, выделены в таблице 1 жирным шрифтом, и можно увидеть, что к числу умений, не освоенных большинством учащихся, относятся следующие: запоминать правила и определения, читать стихи наизусть, составлять план устного выступления, изложения, сочинения, умение излагать свои мысли письменно, приводить примеры, доказывать свои мысли, находить дополнительный материал по предмету.

Таким образом, выводы относительно дальнейшей работы были сделаны учителями и, что еще важнее, – учащимися.

В разных классах, на разных этапах эксперимента периодически проводились опросы, выявлявшие отношение школьников к новой оценке.

Приведем результаты устного опроса пятиклассников. Учащимся были заданы два вопроса:

1. Что тебе нравится в новой системе оценки?

2. Какие трудности возникают в связи с новой оценкой?

Приведем полученные ответы, опуская сходные и повторяющиеся (формулировки ответов детей нами не перефразировались).

Таблица № 2

Нравится в новой системе оценки:





Разделение заданий по сложности.

Видно, какие у тебя недостатки.

Понятно, что нужно сделать, чтобы получить хорошую оценку.

Можно исправить «!»

Теперь понятно, что оценивается.

Много хороших оценок.

Видно, чему еще не научился.

Справедливые оценки.