Всероссийский конкурс на лучшую научно-исследовательскую работу среди студентов высших учебных заведений Российской Федерации финансово-экономического профиля



Федеральное государственное автономное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»


Всероссийский конкурс

на лучшую научно-исследовательскую работу среди студентов высших учебных заведений Российской Федерации

финансово-экономического профиля


Тема: Организационно-правовые основы принципа прозрачности бюджетного процесса в Республике Польша

Автор: Янкевич Семён Васильевич,

магистрант 1-го курса, магистерская программа «Финансовое, налоговое и таможенное право»

Москва

2012 год

Оглавление





Оглавление 2

Введение 3

Основная часть 6

Глава 1. Реализация принципа прозрачности бюджетного процесса в Европейском Союзе. Бюджетный пакт 6

Глава 2. Правовые основы принципа прозрачности бюджетного процесса в Республике Польша 11

§1. Бюджетная классификация как инструмент реализации принципа прозрачности бюджетного процесса 15

§2. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов 18

§3. Бюджетный учет и отчетность 23

Заключение 27

Список использованной литературы 29



Введение



Условия современного мира заставляют правительства разных стран стремиться к обеспечению принципа доступа общественности к публичной информации. Создание наиболее удобных, менее затратных механизмов реализации данного права граждан без преувеличения является приоритетом для большинства развитых государств.

Как один из основных принципов бюджетного права принцип прозрачности обеспечивает реализацию права граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти в сфере публичных финансов.

Актуальность темы исследования.

Основным источником доходов бюджетов большинства государства служат налоги, то полагаем, в первую очередь, именно этим вызван интерес общественности к направлениям расходования государственных средств, который органы государственной власти обязаны удовлетворять. И если еще около полусотни лет назад во многих даже ведущих государствах Европы удовлетворение такого интереса сводилось к усмотрению государства предоставить такую информацию или нет, сегодня соблюдение принципа бюджетной прозрачности стало обязанностью органов государственной власти.

Особую актуальность в настоящее время приобрел принцип, вытекающий из международных правовых актов, – принцип бюджетной прозрачности (в международно-правовой практике – принцип бюджетной транспарентности).

Он был установлен Кодексом по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере, принятым МВФ 26 сентября 1999 года1. Первоначально Кодекс транспарентности, как его стали именовать впоследствии, задумывался как пособие странам-членам МВФ в их стремлении к большей прозрачности в бюджетной сфере.

В отличие от опыта исполнения бюджета в зарубежных государствах, принцип прозрачности (открытости) на стадии исполнения бюджета в Российской Федерации не нашел подробной законодательной регламентации. В связи с этим представляется необходимым и полезным изучение практики зарубежных партнеров с целью выработки национальных стандартов обеспечения прозрачности бюджетного процесса.

Законодательство Республики Польша наиболее подробно регламентирует основы принципа прозрачности бюджетного процесса, уделяя этому в Законе от 26 августа 2009 года «О публичных финансах»2 целую главу.

Цель

настоящей работы состоит в определении на основе законодательства Республики Польша и воззрений ученых в области финансового права основных подходов к обеспечению принципа прозрачности бюджетного процесса.

Научная новизна

исследования заключается в исследовании проблем, не нашедших отражения в существующей отечественной литературе по теме работы. Исследование раскрывает правовые основы принципа прозрачности бюджетного процесса в зарубежном государстве. По нашему мнению, законодательство Республики Польша является удачным объектом для исследования. Во-первых, правовая система Польши входит в романо-германскую правовую семью. Таким образом, сходство правовых систем России и Польши позволит наиболее успешно реализовать в российской практике методы реализации принципа прозрачности бюджетного процесса. Во-вторых, правовое регулирование бюджетного процесса в Республике Польша воплощает не только волю польского законодателя, но также включает в себя требования права Европейского Союза, актов Международного валютного фонда, Организации экономического сотрудничества и развития, что позволяет изучить наиболее прогрессивные практики достижения открытости операций со средствами бюджетов.

Помимо этого, автором высказана идея о том, что принцип прозрачности бюджетного процесса достигается не только посредством обнародования официальных отчетов в средствах массовой информации, но также основана на трех опорах: бюджетная классификация; кассовое исполнение бюджета; бюджетный учет и отчетность.

В ходе работы автором использовались следующие

методы

: формально-юридический, включающий такие приемы, как описание и анализ финансово-правовых норм и правоотношений, их толкование и классификацию; сравнительно-правовой метод; общенаучные методы (анализ, синтез, восхождение от абстрактного к конкретному).

Практическая значимость

темы

исследования

состоит в том,

что ряд положений работы может быть использован при совершенствовании законодательства, в частности Бюджетного кодекса Российской Федерации3.

Результаты исследования могут быть включены в учебные курсы по дисциплинам «Финансовое право», «Бюджетное право» в рамках лекционных занятий по темам «Принципы финансового права», «Финансовое право зарубежных стран», «Принципы бюджетного права», «Бюджетное право зарубежных стран».
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат