«Вводное занятие. Десмургия» - страница 4

Тема: «Боль и обезболивание. Общие вопросы анестезиологии. Местное обезболивание: виды, препараты для местной анестезии, техника различных видов местной анестезии. Новокаиновые блокады».


2. Форма организации учебного процесса:

клиническое практическое занятие. Разновидность занятия: вопрос-ответ, беседа, демонстрация, работа в малых группах; методы обучения: объяснительно иллюстративный, проблемного изложения..

3. Значение темы

: хирургия неразрывно связана с болью. Вторжение хирурга во внутреннюю среду организма сопровождается болевым синдромом, вызывающим целый ряд гомеостатических реакций. Поиски способов обезболивания предпринимались на всем протяжении истории медицины. В Древней Ассирии при обряде обрезания мальчикам сдавливали шейные сосуды, вызывая потерю сознания. Римляне поили снотворными напитками преступников, осужденных к распятию на кресте. В Древнем Египте применяли гашиш и маковый сок. Однако, это были единичные, эмпирические попытки решить проблему обезболивания в хирургии. Открытия, сделанные в химии, физике в 19 веке послужили основой для создания наркоза. Наркоз избавил хирургов от необходимости торопиться, а миллионы больных и раненых от смертельной боли. Разработка методов местного и общего обезболивания дала мощный импульс к развитию хирургии. Невозможно проведение оперативных вмешательств без адекватного обезболивания.

Цели обучения:


Общая цель:

обучающийся должен обладать способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1) и профессиональными компетенциями:

Учебная цель:

обучающийся должен

знать

: историю учения о боли; анатомо-физиологические основы учения о боли; реакцию организма на боль; историю обезболивания, историю развития методов местного обезболивания; виды местной анестезии; препараты для местной анестезии; показания к применению местной анестезии; противопоказания к применению местной анестезии; терминальную анестезию, инфильтрационную анестезию; проводниковую анестезию; эпидуральную (перидуральную) и спиномозговую анестезию; внутривенную анестезию; внутрикостную анестезию; новокаиновые блокады. Обсудить философские аспекты учения о боли. Сформулировать дуальность этого явления. С одной стороны боль – это мощная сигнальная, защитная реакция организма. С другой стороны сам по себе болевой синдром вызывает серьезные нарушения гомеостаза. Психологическое состояние пациента перед хирургической операцией во многом обусловлено его страхом перед болью. Довести до студентов мысль о недопустимости выполнения хирургических манипуляций и операций без адекватного обезболивания.
Обучающийся должен

уметь:

выбрать препараты для проведения местной анестезии, владеть терминальной, инфильтрационной анестезией, некоторыми видами блокад, уметь собрать набор для выполнения внутрикостной, внутривенной, эпидуральной анестезии, владеть алгоритмом действий при оказании первой помощи в случае осложнений местной анестезии;

владеть:

алгоритмом осуществления анестезиологической помощи.

4. Место проведения практического занятия:

учебная комната, перевязочные, процедурные кабинеты, операционный блок, палаты.

5.

Аннотация (краткое содержание темы).


Местное обезболивание – это искусственно вызванное обратимое устранение болевой чувствительности в определенной части человеческого организма с сохранением сознания.
Появление местного обезболивания следует связать с открытием в 1879 году кокаина русским ученым В.К.Анрепом. Обезболивание кокаином применяли Лукашевич, Оберст, Вреден. В 1899 году А.Бир разработал основы спиномозговой и перидуральной анестезии. В 1905 году Эйнгорн синтезировал новокаин – этот факт стал новым этапом в развитии местной анестезии. В 1915 году вышла монография В.Ф.Войно-Ясенецкого «Регионарная анестезия», в которой автор обобщил многолетний опыт поприменению этого вида местного обезболивания. В 1922 году к разработке нового метода местного обезболивания приступил Александр Васильевич Вишневский. В созданном Вишневским методе тугого ползучего инфильтрата были объединены положительные стороны инфильтрационной и проводниковой анестезии.
Виды местной анестезии.
1. Терминальная (блокада рецепторов)
2. Инфильтрационная (блокада рецепторов и мелких нервов)
3. Регионарная
-проводниковая (блокада нервов и нервных сплетений)
-эпидуральная
-спиномозговая (блокажа на уровне корешков спинного мозга)
-внутривенная
-внутрикостная
Кроме фармакологических методов местной анестезии применяют холодовую анестезию, электроаналгезию, электроакупунктуру.
Препараты для местной анестезии
Механизм действия препаратов для местной анестезии заключается в том, что они накапливаются в мембранах нервных волокон, блокируют функцию натриевых каналов, что препятствует передаче потенциала действия.
Местные анестетики делят на 2 –е группы:

  1. Сложные эфиры аминокислот с аминоспиртами: кокаин, дикаин, новокаин.

  2. Амиды: лидокаин, тримекаин, маркаин, ультракаин

Показания к применению местной анестезии

  1. При наличии противопоказаний к наркозу

  2. Выполнение операций в амбулаторных условиях

  3. В случаях, когда риск наркоза превышает риск операции

Противопоказания

  1. Непереносимость больным анестезирующих средств

  2. Возраст менее 10 лет

  3. Нарушения психики, повышенная возбудимость

  4. Наличие воспалительных и рубцовых изменений в тканях в зоне анестезии

  5. Продолжающееся внутреннее кровотечение

  6. Онкологические операции

Терминальная анестезия
Для проведения чаще всего используют дикаин и пиромекаин. Применяется для выполнения манипуляций и операций в офтальмологии, лагингологии, при выполнении эндоскопических исследований. Анестетик наносится непосредственно на слизистую перед выполнением операции или манипуляции.
Инфильтрационная.
Это наиболее часто используемый вид анестезии. Наиболее часто применяют новокаин, лидокаин бупивакаин. Для пролонгирования эффекта инфильтрационной анестезии добавляют сосудосуживающие препараты (адреналин в концентрации 1:200000, 1:250000).
Принцип метода тугого ползучено инфильтрата по А.В.Вишневскому:

  1. Применяют большое количество низкоконцентрированных растворов анестетиков (0,25%, 0,5% растворы новокаина или лидокаина). Одномоментно вводят до 200 – 400 мл раствора.

  2. Нагнетание анестетика в анатомические футляры из небольшого количества проколов под высоким давлением для создания глубоких «пластов» анестетика.

  3. Послойность введения. Внутрикожно-подкожно-субфасциально. Причем скальпель следует за шприцем.

  4. Учет строения фасциальных футляров

  5. Принцип гидравлической препаровки.

Осложнения – аллергические реакции (отек Квинке, крапивница, ларинго – бронхоспазм, анафилактический шок), передозировка анестетика, адреналина. Симптомы передозировки – беспокойство, гиперемия кожи, учащение пульса, повышение артериального давления, судороги, в тяжелых слуяаях коллапс, кома, остановка сердца и дыхания.

Лечение

осложнений – введение барбитуратов, наркотических анальгетиков, антигистаминных препаратов, вдахание кислорода, в тяжелых случаях инфузионная терапия, ИВЛ, напрямой массаж сердца. Профилактика: сбор анамнеза, постановка проб на переносимость.
Проводниковая анестезия
Проводниковая – это регионарная анестезия, предполагающая интраневральное или периневральное введение анестетика проксимальнее зоны, где предстоит операция. Применяют концентрированные растворы новокаина, лидокаина, бупивакаина, ультракаина в небольших объемах.
Осложнения – ранения нервов, полых органов, сосудов, в позднем периоде невриты, плекситы.
Эпидуральная (перидуральная) и спиномозговая анестезия.
Обеспечивают блокаду на уровне корешков спинного мозга. Применяются для операций на нижних конечностях, нижних этажах брюшной стенки и брюшной полости. Применяют либо лидокаин, либо бупивакаин. Предпочтительнее проведение перидуральной анестезии, так как при этом варианте нет повреждения спиномозговых оболочек. Описать технику проведения перидуральной и спиномозговой анестезии.
Осложнения

:

снижение артериального давления, при растпространении анестетика вверх возможна остановка дыхания из-за паралича дыхательной мускулатуры. В позднем периодеэпидурит, менингит.
Внутривенная анестезия.
Применяется при операциях на конечностях. Описать технику. Верхние конечности 150-200 мл 0,25% р-ра новокаина, нижние 200-250 мл.
Внутрикостная анестезия
Показания те же Верхние конечности 100-150, голень 100-150, бедро 150-200 мл 0,25% р-ра новокаина.
Новокаиновые блокады
Это подведение низкоконцентрированного раствора новокаина в различные клетчаточные пространства для блокады проходящих нервных стволов с целью достижения обезболивающего или лечебного эффекта.
Правила выполнения блокад:

  1. Уточнение аллергологического анамнеза

  2. Применение низких концентраций анестетиков

  3. Первый этап – внутрикожное введение препарата

  4. применение специальных игл – до 10-20 см длиной

  5. Предпосылают раствор новокаина

  6. Потягивают поршень на себя.

6.

Самостоятельная работа

:



  1. Работа в перевязочной

  2. Работа в реанимационном отделении, операционной.

7. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.


1.КОНЦЕНТРАЦИЯ НОВОКАИНА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИНФИЛЬТРАЦИОННОЙ АНЕСТЕЗИИ.

  1. 0,25%

  2. 1%

  3. 2%

  4. 3%

  5. 5%

2.КОНЦЕНТРАЦИЯ НОВОКАИНА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОВОДНИКОВОЙ АНЕСТЕЗИИ.

  1. 0,25%

  2. 0,5%

  3. 5%

  4. 1%

  5. 10%

3. ИДЕАЛЬНОЕ АНЕСТЕТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПРОВОДНИКОВОЙ АНЕСТЕЗИИ.

  1. новокаин

  2. совкаин

  3. лидокаин

  4. тримекаин

  5. хостакаин

4. СПЕЦИФИЧЕСКОЕ ОСЛОЖНЕНИЕ МЕСТНОЙ АНЕСТЕЗИИ.

  1. инфекционное

  2. местная реакция

  3. механическое повреждение сосудов и нервов

  4. гипотония при перидуральной и спиномозговой анестезии

  5. анафилактический шок

5.ТОЧКА ВКОЛА ИГЛЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВОДНИКОВОЙ АНЕСТЕЗИИ ПО ОБЕРСТУ-ЛУКАШЕВИЧУ.

  1. проекция головки пястной кости

  2. по ходу сухожилия глубокого сгибателя пальцев

  3. в подкожные вены кисти

  4. середина проксимальной фаланги у боковой поверхности перпендикулярно кости

  5. в область тенара

6.КОНЦЕНТРАЦИЯ НОВОКАИНА ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АНЕСТЕЗИИ ПО ОБЕРСТУ-ЛУКАШЕВИЧУ.

  1. 0,25%

  2. 0,5%

  3. 1%

  4. 5%

  5. 10%

7.ТОЧКА ВКОЛА ИГЛЫ ПРИ БЛОКАДЕ МЕЖРЕБЕРНЫХ НЕРВОВ.

  1. парастернально

  2. в проекции остистого отростка грудного позвонка

  3. по нижнему краю ребра

  4. по верхнему краю ребра

  5. по передней поверхности ребра

8.ПОКАЗАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ БЛОКАДЫ КРУГЛОЙ СВЯЗКИ ПЕЧЕНИ.

  1. цирроз печени

  2. рак поджелудочной железы

  3. неосложненная язвенная болезнь желудка

  4. неосложненная язвенная болезнь ДПК

  5. острый холецистит, панкреатит

9.ТОЧКА ВКОЛА ИГЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ БЛОКАДЫ КРУГЛОЙ СВЯЗКИ ПЕЧЕНИ.

  1. в проекции желчного пузыря

  2. в проекции хвоста поджелудочной железы

  3. в проекции головки поджелудочной железы

  4. на 4-6 см. выше пупка по средней линии

  5. в проекции мечевидного отростка

10.ОБЪЕМ НОВОКАИНА НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ БЛОКАДЫ КРУГЛОЙ СВЯЗКИ ПЕЧЕНИ.

  1. 10-20 мл

  2. 30-40 мл

  3. 70-80 мл

  4. 100-120 мл

  5. 200 мл

8. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов:


Сит.задача № 1


Пострадавшего Н., 12 лет, в приемный покой хирургического стационара

доставили

попутным

транспортом

родители.

Два

часа

назад

при

резком

торможении

автобуса

ребенок

упал

и

ударился

правой

половиной

грудной клетки. Предъявляет жалобы на боли в грудной клетке справа. При осмотре обе

половины грудной клетки симметрично участвуют в акте дыхания, в области VII

VIII

ребер

справа

по

передне-подмышечной

линии

определяется

подкожное

кровоизлияние,

отмечается

резкая

болезненность

при

пальпации,

крепитация

костных отломков. Аускультативно дыхание в легких проводится по всем полям,

хрипов нет, частота дыхательных движений – 18 в минуту.
1.

Ваш предположительный диагноз.
2.

Какие

инструментальные

методы

нужны

для

подтверждения

диагноза?
3.

Какие осложнения могут развиться в результате такой травмы?
4.

Перечислите

методы

локального

обезболивания

при

переломах

ребер, в том числе, показанные для данного больного.
5.

Опишите технику паравертебральной и межреберной новокаиновой

блокад.

Сит.задача № 2


Девочка Л., 13 лет, жалуется на боли в дистальном отделе третьего пальца

левой

кисти.

Болеет

два

дня,

после

выполнения

маникюра

в

косметическом

кабинете. Палец отечен. В области околоногтевого валика отмечается локальная

гиперемия, валик утолщен, отмечается его резкая болезненность при пальпации

пуговчатым зондом.
1. Сформулируйте диагноз.
2. Определите тактику, объем и срочность лечения.
3. Предложите способ обезболивания.
4.

Анестезия

каких

структур

достигается

при

использовании

этого

способа?

5

.

Назовите

противопоказания

к

использованию

способов

местной

анестезии.

Сит. задача № 3.


В приемное отделение хирургического стационара доставлена больная С.,

12 лет, с диагнозом: Острый аппендицит? При сборе анамнеза и жалоб выяснено,

что два часа назад у пациентки внезапно появились интенсивные боли в правой

половине

живота,

иррадиирующие

в

правую

нижнюю

конечность,

учащенное

мочеиспускание.

Девочка

беспокойна,

при

обследовании

определяется

резкая

болезненность в правой мезогастральной и правой подвздошной областях, живот

мягкий.

Симптомов

раздражения

брюшины

нет.

Определяется

положительный

симптом XII ребра.


1.В каком лабораторном обследовании нуждается больная?
2. Какое лечебное мероприятие поможет в дифференциальной диагностике

острого аппендицита и почечной колики?
3.

Какое

из

этих

заболеваний

является

показанием

к

экстренному

оперативному лечению?
4.

Опишите

технику

новокаиной

блокады,

показанной

пациентке

с

лечебной и диагностической целью. 23
5. Как трактовать результаты дифференциальной диагностики?

Сит.задача № 4.


Больной

А.,

35

лет,

доставлен

скорой

помощью

в

приемный

покой

хирургического стационара. Предъявляет жалобы на боли в правом подреберье.

Тошноты,

рвоты,

предварительного

нарушения

диеты

не

было.

При

осмотре

живот

обычной

формы,

равномерно

участвует

в

акте

дыхания,

при

пальпации

безболезненный

во

всех

отделах,

отмечается

резкая

болезненность

при

пальпации

IX

межреберного

промежутка

справа.

Аускультативно

дыхание

в

легких проводится по всем полям, хрипов нет, частота дыхательных движений –

18 в минуту.
1.

Ваш предположительный диагноз.
2.

С

каким

заболеванием

нужно

вести

дифференциальную

диагностику?
3.

Какие мероприятия позволят исключить это заболевание?
4.

Назовите метод локального обезболивания, показанный для данного

больного.
5.

Опишите технику межреберной новокаиновой блокады.

Сит. задача № 5.


Больной

Д.,

25

лет,

обратился

в

поликлинику

с

жалобами

на

боль

во

втором

пальце

правой

кисти.

При

осмотре

палец

отечен,

гиперемирован,

болезнен при пальпации, функция его нарушена. Из анамнеза известно, что три

дня назад больной получил травму при разделке мяса.
1.

Ваш предположительный диагноз.
2.

Возможно ли консервативное ведение данного больного?
3.

Определите объем и срочность операции.
4.

Опишите метод локального обезболивания, показанный для данного

больного.
5.

Опишите

технику

проводниковой

анестезии

по

Оберсту-Лукашевичу.

9. Перечень и стандарты практических умений:


1. Уметь выбрать метод местного обезболивания в конкретной клинической ситуации.
2. Уметь выбрать препараты для проведения различных видов местной анестезии.
3. Собрать набор для выполнения внутрикостной, внутривенной, эпидуральной анестезии, осуществить внутрикожное, подкожное введение анестетика.
4. Выполнить терминальную анестезию.
5. Провести аллергологическую пробу на переносимость анестетика.

10. Примерная тематика НИРС по теме:


1. Современные препараты и инструменты для местной анестезии.
2. Факторы, влияющие на качество и продолжительность обезболивания при местной анестезии.
3. Принципы профилактики осложнений местного обезболивания.

11. Рекомендуемая литература по теме занятия:




п/п
Наименование
Издательство
Год
выпуска

Обязательная




Общая хирургия: учебник / Петров С.В.
М.: ГЭОТАР-Медиа
2009

Дополнительная



1
Общая хирургия : сб. ситуационных задач с эталонами ответов для студентов 3 курса, обучающихся по спец. 060103- Педиатрия / Ю.С.Винник, Л. В. Кочетова, С. С. Дунаевская, Н.М.Маркелова, О.В.Теплякова
Красноярск : КрасГМУ,
2011.
2
Общая хирургия : сб. тестовых заданий с эталонами ответов для студентов 3 курса, обучающихся по спец. 060103- Педиатрия / Ю.С.Винник, С. С. Дунаевская
Красноярск : КрасГМУ
2012.
3
Общая хирургия: метод. указания для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям / Ю. И. Кривова
Кемерово : КемГМА,
2008
4
Общая хирургия (курс лекций): учебное пособие / А.И.Ковалев.
М.: МИА,
2009
5
Общая хирургия: [электронный ресурс] учебное пособие для самостоятельной работы студентов 3 курса / Ю.С.Винник, Л. В. Кочетова, С. С. Дунаевская,
Красноярск
2009

1.Занятие №7


Тема: «Боль и обезболивание. Общие вопросы анестезиологии. Местное обезболивание: виды, препараты для местной анестезии, техника различных видов местной анестезии. Новокаиновые блокады».


2. Форма организации учебного процесса:

клиническое практическое занятие. Разновидность занятия: вопрос-ответ, беседа, демонстрация, работа в малых группах; методы обучения: объяснительно иллюстративный, проблемного изложения..

3. Значение темы

: вторжение хирурга во внутреннюю среду организма сопровождается болевым синдромом, вызывающим целый ряд гомеостатических реакций. Поиски способов обезболивания предпринимались на всем протяжении истории медицины. Открытия, сделанные в химии, физике в 19 веке послужили основой для создания наркоза. Наркоз избавил хирургов от необходимости торопиться, а миллионы больных и раненых от смертельной боли. Разработка методов общего обезболивания дало мощный импульс к развитию хирургии. Невозможно проведение оперативных вмешательств без адекватного обезболивания.

Цели обучения:


Общая цель:

обучающийся должен обладать способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1) и профессиональными компетенциями:

Учебная

цель:

обучающийся должен знать историю открытия наркоза; пионеров внедрения общего обезболивания в повседневную хирургическую практику в России и за рубежом; основные компоненты современного общего обезболивания; ингаляционные и неингаляционные анестетики, классификацию методов наркоза, клинику эфирного наркоза; аппаратуру для наркоза; масочный ингаляционный наркоз; эндотрахеальный и эндобронхиальный наркоз; неингаляционные методики общей анестезии; современный комбинированный интубационный наркоз; принципы мониторинга жизненноважных функций во время общей анестезии, осложнения наркоза; профилактику и лечение осложнений наркоза.
Обучающийся должен

уметь

:

выполнить пункцию периферической вены, собрать систему для внутривенной инфузии, уметь выполнить на манекене наложение маски, введение S-образной и интубационной трубки, выбрать препараты для внутривенного, ингаляционного наркоза, уметь пользоваться дозатором и испарителем наркозного аппарата;

владеть:

алгоритмом общей анестезии.

4. Место проведения практического занятия:

учебная комната, перевязочные, процедурные кабинеты, операционный блок, палаты.

5.

Аннотация (краткое содержание темы).


Анестезиология – это наука о защите организма от операционной травмы и ее последствий, контроле и управлении жизненно важными функциями во время оперативного вмешательства.
4 5 6 7 8 9 ... 23 Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат