Ю. А. Кравцов основы киноэстетики - страница 39


Вайсмюллер

Джонни (Jonny Weissmuller, полн. Питер-Джон Вайсмюллер) (1904 — 1984), американский актер и спортсмен (пловец), пятикратный олимпийский чемпион (1924, 1928), легендарный исполнитель роли Тарзана в фильмах 1930-1940-х годах. Джонни Вайсмюллер родился в семье немецких колонистов на территории современной Румынии. При рождении он получил имя Йонас. Когда мальчик был еще совсем маленьким, родители переселились в США и в документах записали его как Питера-Джона. В стенах Чикагского университета Джонни отличался, прежде всего, успехами в плавании. В составе национальной сборной США достиг высших спортивных успехов на Олимпийских играх (1924, 1928), завоевав пять золотых медалей и установив три мировых рекорда. Вайсмюллер был признан лучшим пловцом мира. В 1930 году он опубликовал автобиографическую книгу «Плавая американским кролем». В 1932 году, когда студия «Метро-Голдвин-Майер» (МГМ) решила вновь приступить к экранизации романов Эдгара Берроуза о Тарзане, потерявшемся в джунглях сыне английских аристократов, продюсер решил пригласить на главную роль Вайсмюллера. Прекрасные внешние данные, спортивность, доброта, буквально написанные на его лице, — эти качества идеально соответствовали роли. «Тарзан, человек-обезьяна» (1932) был целиком снят в студийных павильонах и не отличался особыми художественными достоинствами, но был принят на «ура» в США и за рубежом. Тарзан и его неизменная спутница, обезьяна Чита, уводили зрителей из скучной обыденности в сказочный экзотический мир живой природы. Высокий, стройный, мускулистый красавец в набедренной повязке, одинаково свободно чувствовал себя на земле, в воде и в воздухе, когда он с победным кличем перелетал на лианах с дерева на дерево. Тарзан храбро сражался с хищниками и туземцами, доблестно защищал женщин, детей и зверей. Была у героя и любовь — красивая белая девушка Джейн (Морин О'Салливан), ставшая женой героя. В последующих сериях появляется и сын Тарзана (Джонни Шеффилд). В личной жизни Вайсмюллер был далек от образа идеального семьянина. Он был женат шесть раз, особенно глубокий след в истории американской желтой прессы оставила его третья жена (1933-1938) кинозвезда Лупе Велес, за бурный темперамент получившая прозвище «мексиканский динамит». Шумные ссоры супругов часто привлекали внимание газетчиков. Четвертая жена актера — Берил Скотт — стала матерью троих его детей. Бесконечные похищения Джейн и мальчика и истории их спасения Тарзаном послужили сюжетной основой для следовавших одна за другой новых серий: «Тарзан и его подруга» (1934), «Тарзан избегает опасностей» (1936), «Тарзан находит сына» (1939), «Тайное сокровище Тарзана» (1941), «Приключение Тарзана в Нью-Йорке» (1942). Чисто внешние, спортивные данные позволяли Вайсмюллеру удерживать внимание публики, несмотря на всю однотипность образа Тарзана. В 1943 году вместе с продюсером Солом Лессером актер перешел на студию «РКО-Радио», где снимался в фильмах «Триумф Тарзана» (1943) и «Приключение Тарзана в пустыне» (1943). В этих фильмах не было Джейн, так как Морин О'Салливан осталась на МГМ, но с 1945 у Вайсмюллера появилась новая партнерша — Бренда Джойс, с которой он снимался в фильмах «Тарзан и амазонки» (1945), «Тарзан и женщина-леопард» (1946), «Тарзан и охотница» (1947), «Тарзан и русалки» (1948). Перешагнув сорокалетний рубеж, Вайсмюллер уже не соответствовал образу гибкого полуобнаженного дикаря, и Сол Лессер заменил его на более молодого актера. Вайсмюллер перешел на студию «Коламбия», где играл главные роли в фильмах про охотника Джима: «Джим из джунглей» (1948), «Потерянное племя» (1949), «Плененная девушка» (1950), «Знак гориллы» (1951), «Джим из джунглей и запретная земля» (1952), «Долина охотников за скальпами» (1953), «Дьявольская богиня» (1955). В 1958 году этот сериал перешел на телевидение, но уже с другим исполнителем. Дальнейшее существование Вайсмюллера в кино было малозаметно. Последний раз он появился на экране в небольшой роли в фильме «Феникс» (1970). Последние годы своей жизни Вайсмюллер провел во Флориде, где занимал пост вице-президента компании по строительству плавательных бассейнов.

Фонда

(Fonda) Генри (1905 — 1982), родоначальник американской актерской династии. Родился в Небраске, в семье голландских переселенцев, некогда основавших городок Фонда под Нью-Йорком. Учась на факультете журналистики в университете Миннесоты, начал играть в любительских спектаклях, вошел во вкус и вскоре оказался на Бродвее, где его партнершей была Маргарет Салливан, ставшая его женой в 1931-33 годы. Работа на сцене дала старт карьере в кино: в 1934 году студия «ХХ век-Фокс» купила права на экранизацию спектакля «Фермер женится» (1935) вместе с исполнителем главной роли. Слава пришла мгновенно — Фонда сразу вышел в любимцы публики. Искренность, естественность подачи образов и характерная «американская» внешность — высокий рост, поджарая фигура, обаятельная улыбка воплощали идеал настоящего парня. Сложилось амплуа — честный и благородный герой, всегда готовый отстаивать справедливость. Вершиной его творчества стали роли в фильмах Джона Форда — «Юный мистер Линкольн» (1939), где он создал образ «честного Эйба» — лесоруба, в будущем — президента США, и «Гроздья гнева» (1940, по Джону Стейнбеку), где сыграл Тома Джоуда, фермера-арендатора, скитающегося вместе с семьей по стране на старом грузовике. Фонда снимался в лентах разных жанров, в том числе в комедиях «Леди Ева» (1941), «Самец» (1942), «Великолепный болван» (1942), но его герои, при всем разнообразии характеров, неизменно сохраняли мужество, достоинство и прямоту, действовали в соответствии с собственным кодексом чести, невзирая на обстоятельства. Особая страница в творческой биографии актера — вестерн. Фонда сыграл легендарного героя — шерифа Уайэтта Эрпа в одном из самых знаменитых вестернов Форда «Моя дорогая Клементина» (1946) и утвердил классический образ «хорошего парня с Дикого Запада» с его прямой твердой походкой, немногословием, точным жестом и выразительным взглядом. В послужном списке Фонды и другие великолепные образцы этого жанра: «Случай в Оксбоу» (1943), «Форт Апач» (1948), «Жестяная звезда» (1957), «Колдун» (1959), «Как был завоеван Запад» (1962), «Однажды на Дальнем Западе» (1968). В 1942 году, когда Америка воевала, Фонда поступил в соответствии со своим актерским имиджем — отправился добровольцем на флот, получил чин лейтенанта, был награжден «Бронзовой звездой», а после ранения остался на береговой базе. Военный опыт помог ему быть столь убедительным в фильмах «Самый длинный день» (1962), «Мидуэй» (1976) и др. У нас в стране Фонду больше всего знали по экранизации Кингом Видором «Войны и мира» (1956). Хотя внешность актера не соответствовала описанной в романе Толстого, долговязый и худой Пьер Безухов в исполнении Фонды все же был ближе по духу книжному оригиналу, чем прочие персонажи. Последняя картина Фонды «На золотом пруду» (1981), заканчивавшаяся смертью героя — профессора Нормана Тейера, стала для него пророческой. Он умер, успев получить сразу два «Оскара» — за лучшую роль и за карьеру в кино. В этой ленте роль дочери исполнила дочь в реальной жизни — Джейн; здесь они впервые встретились на экране. Совместные съемки стали символическим актом примирения поколений, конфликт которых в свое время резко обозначился в их семье — примирения «старого» (классического) и «нового» Голливуда в лице отца и дочери. В год смерти актера вышла в свет его автобиография «Моя жизнь».

Кэрредин,

Каррадайн (Carradine) Джон (1906 — 1988), американский актер. Настоящее имя — Ричмонд Рид. Родился в Нью-Йорке, в старинной семье, генеалогия которой восходит к святому Педро Карраденья, патрону Барселоны. Его отец был известным юристом, поэтом и художником, а мать — хирургом. Учился на художника и скульптора в Школе графического искусства. Путешествовал по югу США, зарабатывая рисованием портретов на улицах. В Новом Орлеане в 1925 дебютировал на сцене в постановке «Камиллы», а вскоре вступил в шекспировскую труппу. В 1927 автостопом добрался до Голливуда, где играл в местных театрах, затем попытался найти работу художником-декоратором у Сесила Б. де Милля. Де Милль отверг его эскизы, но позднее дал ему работу по озвучиванию ряда фильмов. В 1930 Кэррадин дебютировал на экране и до 1935 играл небольшие роли под именем Джон Питер Ричмонд, в том числе в ряде классических картин у де Милля, Джеймса Уэйла и других режиссеров. Он сыграл ряд лучших ролей в фильмах Джона Форда, который снимал его в числе своей постоянной группы характерных актеров. Роль карточного шулера в вестерне «Дилижанс» (1939) и проповедника в социальной драме «Гроздья гнева» (1940) принесли Кэррадину известность. Однако после этого он играл по большей части стандартных злодеев, садистов и маньяков в низкобюджетных вестернах и фильмах ужаса, среди которых выделялись лишь редкие картины, например, «Синяя борода» (1944, режиссер Эдгар Дж. Улмер). Другим регулярным его амплуа были аристократичные эксцентрики. Параллельно он продолжал играть в театре роли классического репертуара и получил прозвище «бульварного барда» за свою привычку декламировать шекспировские монологи во время прогулок. Хотя Кэррадин был блестящим и разносторонним характерным актером, качество его фильмов снижалось с годами, а роли становились все меньше. Однако он сыграл одну из своих лучших ролей — зловещего фокусника и гипнотизера — на исходе карьеры, в картине Сэма Пиллсбери «Пугало» (1982, Новая Зеландия). Всего снялся более чем в 220 фильмах. Трое из пяти его сыновей — Роберт, Кит и Дэвид — также стали актерами, его внучка — актриса Марта Плимптон.

Уэйн

(Wayne) Джон (1907 — 1979), американский актер, режиссер, продюсер. Настоящие имя и фамилия — Мэрион Майкл Моррисон. Воплотивший в своих экранных работах (а их было около ста пятидесяти) «дух фронтиров», ставший иконографической фигурой первопроходца Дикого Запада, Уэйн настолько слился со своим образом, что почти невозможно отделить актера от легенды. Он дебютировал в кино в конце 20-х годов. На высокого светловолосого парня с открытым лицом и добродушной улыбкой обратил внимание гений вестерна Джон Форд и рекомендовал его коллегам, но настоящая звездная карьера началась только десятилетие спустя, в 1939 году, когда «Дюк» (Герцог) Уэйн снялся в роли Ринго Кида в фордовском «Дилижансе» — самом знаменитом вестерне в истории кино. И тогда же начал твориться миф о нем. Освобожденный от воинской службы по состоянию здоровья, актер на экране стал образцом твердого и неустрашимого воина с горячим и отзывчивым сердцем. Следя за Уэйном, зрители с замиранием сердца ждали «коронный номер» — когда он будет палить из пистолетов с двух рук от бедра. Следующей вершиной творчества актера оказалась «Красная река» (1948) Хауарда Хоукса, в которой он сыграл канонического переселенца, несгибаемого традиционалиста, сурового, но человечного в душе. 40-е годы были золотой эпохой карьеры Уэйна — в это время вышли на экран такие классические вестерны, как «Форт Апач» (1948) и «Она носила желтую ленту» (1949) Форда. А затем последовал спад — вестерн вышел из моды, а перестраиваться на новый лад актер не хотел, поскольку был консерватором до мозга костей. Его редкие выходы из образа солдата и ковбоя были катастрофическими, например, Чингисхан в «Завоевателе» (1956). И все же Уэйн вернулся на завоеванную высоту — «Отправившиеся на поиски» (1956), «Рио Браво» (1959), «Человек, который пристрелил Либерти Вэланса» (1962). В 1969 году Уэйн получил единственный в своей жизни «Оскар» за роль Рустера Когбурна, одноглазого помощника шерифа в «Настоящей выдержке» Генри Хатауэя. Хотя лучшей картиной последнего десятилетия его карьеры была вообще финальная в жизни — «Стрелок» (1976) Дона Сигела, в которой он сыграл по сути дела самого себя: умирающего солдата, накануне смерти начинающего осмысливать свою жизнь и свою легенду. Уэйн исполнил эту роль с тем достоинством и простотой, которые всегда были его отличительными свойствами. В 1968 Уэйн поставил свой единственный фильм «Зеленые береты», где сыграл одну из главных ролей. Фильм провалился в прокате.

Стюарт

(Stewart) Джеймс (1908 — 1997), американский актер. Настоящие имя и фамилия — Джеймс Миа Мейтленд. Представление об актере сложилось благодаря фильмам Френка Капры «С собой не унесешь» (1938), «Мистер Смит едет в Вашингтон» (1939), «Жизнь прекрасна» (1946), в которых скромный провинциал становился настоящим народным лидером. Его симпатичная внешность и природное обаяние, провинциальная застенчивость делали эти образы очень достоверными. С неожиданной стороны его дарование проявилось в фильмах Альфреда Хичкока «Веревка» (1948), «Окно во двор» (1954), «Человек, который слишком много знал» (1956), «Головокружение» (1958), где он играл людей разных характеров, поставленных в критическую ситуацию. Пик успеха пришелся у Стюарта на 1930-1950-е годы (к концу этой эпохи был отмечен премией на МКФ в Венеции и призом нью-йоркских критиков за роль адвоката в «Анатомии убийства» (1959)). В дальнейшем он хоть и снимался регулярно, но время требовало другого героя, а Стюарт ни по каким статьям сюда не подходил. Шесть раз Стюарта выдвигали на «Оскар», но он получил позолоченную статуэтку только за «Филадельфийскую историю» (1940), а также в 1985 году был отмечен специальной премией за карьеру в кино. Последний раз актер появился на экране в 1981 году, но спустя десять лет принял участие в озвучивании второй серии мультфильма «Американский хвостик» (1991), в 1989 году издал книгу «Джимми Стюарт и его поэмы».

Флинн

(Flynn) Эррол (1909 — 1959), американский актер. Родился в Хобарте на острове Тасмания. Его отец был известным морским биологом, а мать вела свой род от Флетчера Кристиана, знаменитого мятежника с «Баунти» (по другим данным — от одного из мичманов «Баунти»). Учился в ряде престижных школ в Австралии и Англии, и из большинства был исключен. С 15 лет работал клерком в судоходной компании, судовым поваром, ныряльщиком — искателем жемчуга, служил в полиции, и сменил ряд других профессий. Затем он попытал счастья в роли золотоискателя, но безуспешно. Став менеджером табачной плантации на Новой Гвинее, он одновременно занялся журналистикой, но вновь не сумел долго усидеть на одном месте. В 1933 в Австралии он сыграл роль Флетчера Кристиана в полудокументальном фильме «Путем 'Баунти'», после чего отправился в Лондон и поступил в театральную труппу. Набравшись сценического опыта, он снялся в низкобюджетной картине «Убийство в Монте-Карло» (1935). Ему предложили контракт в Голливуде, и в тот же год он стал кинозвездой, заменив в последнюю минуту Роберта Доната в заглавной роли в фильме «Капитан Блад». Высокий, атлетично сложенный красавец, он идеально подходил для приключенческого жанра и был неотразим в романтических ролях. В целой серии картин он несколько лет играл, по сути, один и тот же образ, менялись лишь исторические эпохи: «Атака легкой бригады» (1936), «Принц и нищий» (1937), «Приключения Робина Гуда» (1938), «Частная жизнь Елизаветы и Эссекса» (1939), «Морской ястреб» (1940) и др. Большую часть его фильмов снимали в этот период два режиссера — Майкл Кертиц и Рауль Уолш, — а его регулярной партнершей была Оливия де Хэвиленд, одна из немногих актрис, устоявших перед его обаянием, о чем Флинн сожалел до самой смерти. Он вел распутный образ жизни, проводя все свободное время в дружеских попойках и драках, экспериментируя с наркотиками, или развлекаясь на своей яхте в обществе женщин не слишком строгого поведения. Он внес относительное разнообразие в свое амплуа несколькими вестернами, например, «Додж-Сити» (1938 и др.), а с наступлением войны начал сниматься в пропагандистских фильмах. В отличие от большинства звезд, Флинн не ушел в армию. По одним данным, врачи признали его негодным к службе из-за хронической малярии, врожденного дефекта сердца и ранней стадии туберкулеза; по другим, он просто уклонился от призыва. Так или иначе, не все зрители смогли принять его в героических образах в таких картинах, как «Отчаянное путешествие» (1942) или «Цель — Бирма» (1946). Газетная карикатура того времени изображала актера в кресле, под которым раскинулось миниатюрное кладбище; приписка гласила: «Простите, но вы сидите на могилах, мистер Флинн». В 1942 разразился более громкий скандал: две несовершеннолетних девушки обвинили Флинна в изнасиловании. Суд оправдал актера, но репутация развратника и повесы преследовала его до конца жизни. Традиционно пуританская Америка все прощала своему любимцу, но к середине 40-х годов вкусы публики изменились, и на экран пришли новые герои. Флинн и сам начал стремиться к более серьезным ролям, но не смог вернуть себе прежний успех. Его здоровье было подорвано алкоголем и наркотиками; кроме того, в Америке у него накопились колоссальные долги. В 1952 он уехал в Европу, где снялся в ряде картин, не имевших успеха: «Владетель Баллантрэ» (Англия, 1953) и др. Он потратил последние деньги на незавершенный фильм «Вильгельм Телль» (1953), после чего стал проводить все больше времени на своей яхте, ускользая от кредиторов. Он вернулся в Голливуд в 1956 году и получил восторженные отзывы критиков за роль алкоголика в фильме «И восходит солнце» (1957, по роману Эрнеста Хемингуэя). Это стало его последним амплуа: он блестяще сыграл своего друга, знаменитого актера Джона Бэрримора, в биографической картине «Слишком много, слишком рано» (1958), и еще одного спивающегося персонажа в ленте Джона Хьюстона «Корни рая» (1958). Однако, зарекомендовав себя, наконец, серьезным актером, он на следующий год бесславно закончил свою карьеру полудокументальным фильмом «Кубинские мятежницы», сценарий которого написал сам, чтобы выразить свою поддержку Фиделю Кастро. Флинн умер от инфаркта в Ванкувере (Канада). Многочисленные сенсационные биографии позднее объявляли его тайным гомосексуалистом, шпионом гестапо и обвиняли в прочих грехах, но его друг, Дэвид Нивен, писал о Флинне как о глубоко не уверенном в себе человеке, которого преследовали неудачи и несчастья и который под конец жизни с изумлением открыл для себя Библию. Сын Флинна Шон снялся в 60-е годы в нескольких приключенческих фильмах, а в 1970, отправившись во Вьетнам военным корреспондентом, пропал без вести.
1 ... 35 36 37 38 39 40 41 42 ... 158 Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат