Южной Руси къ концу XVI в - страница 7

Опчс.

Рум. Муз., стр. 127.
Акты зап. Россіѵ., т. IV, № 149, стр. 205—206.
*) Драв. Соб., 185» г., т. I, стр. 543.
«) Акты зап. Росеіи, т. IV, стр. 205—206.

Гром,

въ Акт. зап. Рос., т. ІіІ, & і57; іу, 18 „ 24калась масса молодыхъ людей, какъ изъ низшихъ, такъ и высшихъ классовъ общества *). Въ числѣ преподавателей острожской школы были такія лица, какъ Кириллъ Лукарисъ, впослѣдствіи патріархъ кон- таитинопольскій, человѣкъ широко образованный, воспитывавшійся въ западныхъ университетахъ и много путешесгвовавшій по Евронѣ. и Никифоръ Грекъ, экзархъ константинопольскаго патріарха. Свѣ- дѣнія о послѣднемъ находятся въ слѣдственномъ дѣлѣ надъ нимъ, происходившемъ въ 1597 году, вслѣдъ за брестскимъ соборѳмъ. Здѣсь самъ Никифоръ о себѣ сообщаешь:.... «далъ о себѣ справу, што есть за человѣкъ, яко былъ въ ІІадвѣ (Падуѣ) колысо лѣтъ лекторомъ наукъ еллинскихъ и грецкихъ, жесь и Полыца полна слухами наукъ его; яко зась у Венецыи былъ казнадѣею семь лѣтъ въ церкви грецкой св. Марка, о чомъ много зацныхъ людей зна- ютъ; а нотомъ, вернувшися до Константинополя, зосталъ великимъ протосинкгеломъ патріаршего ѳрону константинопольскаго, и по два кроть былъ справцею столицы патріаршей, чого посвѣтчутъ вси христіяне, а теперь посланъ отъ столицы натріаршей констан­тинопольской тутъ, до славной сдавна епархіи нашей (западно­русской) 21). Но прибытіи въ литовскую Русь въ 1596 году, Ни­кифоръ остановился въ Острогѣ, между прочимъ, «для отлравова- нія наукъ вызволеныхъ» въ острожской школѣ и не смотря на лестныя предложенія Яна Замойскаго, который приглашалъ его въ свой, основанный не задолго до того, коллегіумъ, «тыя науки свои выкладати чужимъ не изволилъ, помня чи на оныя слова Спасителя: «не слушная рѣчь отняти хлѣбъ дѣтемъ и поврещи псомъ».. '). Во­обще образованныхъ грековъ въ Острогѣ всегда бывало не мало; но, призывая ихъ, Острожскій подготовлялъ и своихъ мѣстныхъ дѣятелей науки и просвѣщенія, собирая ихъ отовсюду. Не было недостатка и въ книгахъ; пресвитеръ Василій въ своемъ трудѣ поль­зуется не только обширнымъ собраніемъ твореній отцовъ греческой церкви, но и собраніемъ сочиненій западныхъ и польскихъ писа­телей22). Нѣтъ нужды говорить о великой пользѣ, принесенной шко- лама острожской и слуцкой западно-русскому православію, когда бывшій на мѣстѣ іезуитъ Поссевинъ въ свое время замѣтилъ, что съ помощью острожской и слуцкой типографій и школъ схизма разширяется во всѣ стороны ‘). Свою плодотворную дѣятельность острожская школа продолжала и въ ХУІІ вѣкѣ 23).
Щедротамъ и ревности князя К. К. Острожскаго западно­русская церковь и народъ обязаны основаніемъ типографій въ Острогѣ и Дермани, при дерманскомъ монастырѣ. Въ послѣдней еще при жизни князя было издано нѣсколъко богослужебныхъ, полемическихъ и нравоучительныхъ книгъ, а главнымъ дѣятелемъ при изданіяхъ былъ пресвитеръ Даміанъ ). Что касается первой, то, помимо значительнаго числа богослужебныхъ и полемичесі.ихъ книгъ, ею выпущенныхъ, величайшимъ ея дѣломъ было двукратное изданіе славянской библіи (въ 1580—1581 гг.). Оно было событіемъ не только для юго-западной, но и для всей православной Руси; требовало болыпихъ предварительныхъ трудовъ и значительныхъ издержекъ и если не чуждо нѣкоторыхъ недосмотровъ и ошибокъ, повторенныхъ и позднѣе въ первопечатномъ московскомъ изданіи Библіи 1663 года, то, кромѣ недостатка ученыхъ средствъ, они оправ­дываются поспѣіпностыо, съ которою вели это дѣло издатели, «ви- дяще, какъ замѣчено въ предисловіи къ Библіи, толикъ облежащъ намъ облакъ ругателей различныхъ и многохульныхъ супостатъ».
Вообще за благочестивымъ княземъ не только нельзя не при­знать весьма важной роли въ исторіи общаго религіознаго возбуж- денія, происходившая въ это время въ западно-русскомъ право- славномъ обществѣ, но должно сказать, что его роль въ этомъ дѣлѣ была первенствующая, по причинѣ великаго образовательнаго зна- ченія для этого общества открытыхъ княземъ школъ и напечатан- ныхъ въ его типографіяхъ книгъ. Онъ принималъ вообще непо­средственное и самое дѣятельное участіе въ дѣлахъ церкви задолго до объявленія брестской уніи 1596 г. и его голосъ бывалъ иногда сильнѣе голоса самаго короля. Много каѳедръ епископскихъ роз­дано было по его желанію или съ его согласія. Въ 1572 г. новогрод- скій подсудокъ Ѳедоръ Евлашевскій выхлопоталъ для своего отца королевскую каѳедру на пинскую епископію; но прошло два года и тохъ, будучи посвященъ, не могъ занять своей каѳедры, пока изво­ротливый и имѣвшій болыпія связи сынъ не успѣлъ ублажить князя Острожскаго и испросить его на то согласіе 81).
До насъ дошло множество писемъ и воззваній князя Острож­скаго по дѣлу брестской уніи, показыв.іющихъ, какое горячее участіе принималъ онъ въ этомъ роковомъ вопросѣ. Когда ясною стала для него цѣль задуманной уніи, она встрѣтила съ его стороны самый рѣшительный протеста. Отличаясь всегда высокою толерант- ностію въ дѣлѣ вѣры, окруженный постоянно выдающимися учеными разныхъ національностей и вѣроисповѣданій, сносясь съ папою римскимъ и патріархомъ константинопольскимъ, оказывая госте- пріимство іезуитамъ и суровымъ отшельникамъ Аѳона, принимая съ радушіемъ представителей протестанства, социніанства и кальвинства и всѣхъ степеней духовныхъ особъ греческаго закона, переписы­ваясь съ магнатами польскими и панами и владыками русскими, даже съ братчиками православными, болѣя самъ душею о непоряд- кахъ въ русской церкви и разладѣ въ государствѣ вслѣдствіе борьбы національностей и исповѣданій, хлопоча самъ не малое время о примиреніи польско-католической и русско-православной церквей и соединеніи ихъ подъ одною іерархическою юрисдикціею, для чего сносился съ короіемъ и примасомъ, съ митрополитомъ Рагозою и владыкою ІІотѣемъ, либеральнѣйшій доселѣ князь, тернѣвшій не- рѣдко даже укоры за слою толерантность, сталъ теперь твердъ, какъ адамаитъ, ополчился всѣми силами своего ума, образованія, положенія и вліянія на защиту церкви родной, обманомъ и насиль- ствомъ приводимой въ подчиненіе римскому престолу. Извѣстно его горячее и мужественное участіе въ дѣлахъ брестскаго собора 1596 г., на которомъ рѣшено было объявить унію церквей, искусно задуманную и проведенную іезуитами, подкрѣпленную всѣми силами польскаго правительства и общества и принятую всѣми безъ исклю- ченія русскими епископами съ митрополитомъ во главѣ. Ободренные его присутствіемъ, оставшіеся вѣрными православію представители духовенства, дворянства и братствъ сгруппировались около своего покровителя, на ихъ сторону стали двое русскихъ владыкъ, под­писавшихся раньше на унію и на объявленіе противной стороны о соединеніи провозглашено было, при участіи патріаршаго прото- синкела, низложеніе отступниковъ-владыкъ и полное отдѣленіе отъ нихъ и отъ союза съ Римомъ русской православной церкви. Если чему она обязана своимъ спасеніемъ въ эту роковую минуту, то прежде и болѣе всего доминировавшему надъ всѣми и всѣмъ авто­ритету благовѣрнаго князя Константина и пробужденному главнымъ образомъ его просвѣтительною дѣятельностію образованію і;ъ за­падно-русскомъ духовенствѣ и обществѣ, сознанію чистоты и свя­тости своей вѣры и самобытности своей народности.
Князь К. К. Острожскій умеръ въ глубокой старости въ 1008 г., не переставая до конца жизни своей поддерживать заведенный иыъ и другими школы, типографіи и братства, благодѣтельствовать мо- настырямъ и церквамъ, противупоставлять преграды распростростра- ненію уніи, поддерживать бойцевъ за цѣлость вѣры родной. Не въ еко силахъ, не къ силахъ всего даже русскаго общества было остановить въ короткое время зло, подготовленное вѣками. Великій ревнитель и защитникъ православія пережилъ отступленіе родныхъ своихъ дѣгей отъ вѣры и языка отцевъ; но посѣянныя имъ сѣмена возросли и принесли свой плодъ, просвѣщеніе дѣлало быстрые успѣхи въ южно- русскомъ народѣ, на смѣну богатыхъ и вліятельныхъ пановъ, по­степенно переходившихъ въ католичество, высгупилъ цѣлый рядъ убогихъ, но сильныхъ дѣятелей науки и просвѣщенія, выдерживав шихъ жестокую борьбу за неприкосновенность вѣры и народности русской, пока на защиту ихъ яе выступила непримѣтно выросшая грозная козачая сила, поколебавшая въ основѣ съ великими усиліями Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат