Задачи: Знакомство с воздействием пива на организм человека; Познание основных коварных свойств алкоголя - страница 4

Общество первоначально состояло почти исключительно из бывших татевских учеников (постоянное ядро его составляли вышедшие из этой школы учителя — несколько десятков человек), но польза, приносимая ими, постоянные беседы Рачинского с крестьянами стали приносить добрые плоды. Ежегодно общество увеличивалось, а осенью 1888 года в него стали проситься крестьяне из разных, иногда очень удаленных от Татева, деревень. По инициативе молодых священников (нередко учеников Рачинского), общества, подобные татевскому, стали появляться в соседних селах.
В 1889 году С. А. Рачинский опубликовал второй отрывок “Из записок сельского учителя” с описанием опыта “Татевского общества трезвости” в “Русском Вестнике” (№8). В том же году статья была перепечатана в приложении к “Церковным ведомостям” (№ 34). К 1890 году Татевское общество трезвости разрослось до 1018 человек. Рачинский продолжал публиковать свои статьи в “Церковных ведомостях”: “Письма к воспитанникам Казанской учительской семинарии” в (1890, №3) ; “По поводу обществ трезвости” (1890,№22). Особо необходимо отметить издание в 1898 и 1899 годах его обращений к студентам Казанской Духовной академии под заглавием “Письма С. А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости”, в которых, в частности, содержится глубокое богословское осмысление проблемы: «Не говорю вам: всякое винопитие есть грех. Но умоляю вас: воспитайте вашу волю совершенную трезвостию, чтобы никогда винопитие не вовлекло вас в грех опьянения.
Вот смысл тех срочных обетов, которые я предлагаю вам, изведав их пользу на бесчисленных опытах. Предлагаю их вам только потому, что положительно знаю, какое неисчислимое добро исполнение подобных обетов принесло бы и лично вам, и вашим близким».
Татевское общество трезвости послужило образцом для тысяч подобных обществ и положило начало большому движению за трезвость в Русской Православной Церкви.
Хотелось бы еще упоминуть имя священника Петра Ивановича Полякова, замечательного писателя дореволюционной России, православного трезвенника. В начале ХХ века он был известен в Петербурге и как замечательный пастырь и духовный писатель, организатор и издатель первой всероссийской противоалкогольной газеты “Трезвость” (созданной им в 1914 г. и просуществовавшей вплоть до 1917 г.).
История жизненного пути протоиерея Петра Полякова интересна и поучительна. Он, будучи сельским учителем в Курской губернии, организовал в 1884 году одно из первых православных обществ трезвости в России - “Христианское общество трезвости и воздержания”. В Курской губернии Поляков начал издавать первый в России трезвенный журнал “Трезвое слово”, который выходил в виде сборников. В селе Головчино, как вспоминал батюшка, “было развито почти поголовное пьянство, чему сильно способствовал местный сахарный завод и феноменальные способности некоторых виноторговцев, царствовавших в уезде и не знавших пределов своей незаконной власти”. Обстановка, тяжёлая для молодого человека, не пьющего никогда вина, определила его судьбу.
Новое, необычное дело православной трезвости трудно приживалось в Головчино. К православной просветительской трезвенной работе многие поначалу относились, мягко говоря, прохладно. “Признаюсь, - вспоминал отец Пётр, - этот труд был нам столь несносно тяжёл, не под силу, что нами не раз овладевало отчаяние. В 1891 году Пётр Поляков организовал первое Всероссийское общество трезвости. Этой идеей заинтересовались в разных городах России. К 1892 году оно слилось с Попечительством о народной трезвости под покровительством принца А. П. Ольденбургского, а позднее объединило свои усилия с Санкт-Петербургским Александро-Невским обществом трезвости.
С 1901 года Пётр Иванович ведёт воскресные беседы на заводских окраинах столицы – Санкт-Петербурга. “Сила слова значительно увеличивается, - говорил Пётр Поляков, - если оно произносится духовным наставником”. Видя на окраинах столицы усиление пьянства в народной среде, молодой священник обращается с пламенным воззванием в “Санкт-Петербургских ведомостях” к неравнодушным людям о спасении погибающих от пьянства. Он предложил обсудить проблему на общем организационном собрании в Народном Доме Императора Николая II. В летописи Александро-Невского общества трезвости отмечено: что, “прежде всего, заботились о том, чтобы возбудить, воспитать и культивировать в душе своих посетителей живое, действенное религиозное чувство, освящающее и облагораживающее нашу повседневную жизнь”.
Усилия отца Петра Полякова не пропали даром. Он отмечал, что “все постоянные посетители религиозно-просветительских собраний и богомольцы были объединены одним порывом пламенной молитвы и горячей любви христианской. Они образуют, словно бы одну трезвенную благочестивую семью, в состав которой входят лица различных положений и состояний: господа и прислуги, князья и крестьяне, придворные чины и простые дворники, учащие и учащиеся. И у всех - один дух, одно сердце!” “В своей жизни, - говорил о. Пётр Поляков, - я хотел гореть пред Богом, как свеча”. Как стремился жить ревностный пастырь, так и жил: у него слово не расходилось с делом. За свою жизнь он создал более двадцати высокохудожественных литературных произведений. О широте и многогранности его интересов говорят названия его книг: “Православие как основа жизни”, “Под сенью благодати”, “Лучи света Христова”, “Победа трезвости”, “Про свободу”, “Про холеру”.
Он состоял в тесной духовной связи с выдающимся подвижником того времени, святым праведным отцом Иоанном Кронштадтским., который внес большой вклад в становление трезвенных движений.
10 августа 1889 года вышел циркулярный указ Синода, в котором, в частности, Епархиальным Преосвященным предлагалось “донести Святейшему Синоду, существуют ли в настоящее время, из какого числа лиц и в каких местностях Общества трезвости, и в чем обнаружилось влияние их на религиозно-нравственное состояние как принадлежащих к их составу лиц, так и на окрестное население”. После выхода указа число приходских обществ трезвости в России стало быстро расти.
По статистическим сведениям, приведенным в Первом антиалкогольном адрес-календаре, к началу 1911 г. церковных обществ трезвости в Империи насчитывалось 1767. Из них 461 (25%) были открыты до 1900 г.
Чтобы отвлечь народ от кабака, общества предпринимают следующие действия:
1. Устраивают чайные и столовые, где предлагают дешевые чай и пищу хорошего качества.
2. Для при влечения в чайные и столовые посетителей приобретают газеты и журналы, а в иных организуют и библиотеки, из которых книги выдаются и на дом. В некоторых играют “оркестрионы”. Есть чайные, в которых накануне праздников служится Всенощная, в день праздника проводят духовные беседы, которые начинаются и кончаются общим пением молитв.
3. Для распространения сведений о вреде пьянства устраивают беседы и чтения, раздают специальные издания, листки, брошюры и книги; создают библиотеки с книгами против пьянства.
4. Формируются библиотеки и укомплектовывают их книгами, допущенными Министерством Народного Просвещения к обращению в народе.
5. Открывают специализированные книжные лавки.
6. Создают воскресные школы для членов обществ трезвости и их детей.
7. Проводят беседы в храмах.
8. Организуют обучение церковному и светскому пению.
9. В летнее время предпринимают паломничества для поклонения особо чтимым святыням, устраивают крестные ходы, прогулки с образовательной целью.
10. Ставят спектакли, устраивают концерты, проводят вечера.
11. Пользуясь правом следить за нарушениями питейного устава, многие общества трезвости не раз возбуждали ходатайства о закрытии трактиров и питейных заведений и иногда, хотя с великим трудом, достигали желаемого результата.
Наиболее широко были представлены все роды этой деятельности в Александро-Невском Обществе трезвости в Санкт-Петербурге, основанном великим подвижником в борьбе за народную трезвость, “апостолом трезвости”, как его называли современники, священником Александром Васильевичем Рождественским (1872 —1905).
30 августа 1898 в Санкт-Петербурге при Воскресенском храме было создано знаменитое впоследствии Александро-Невское общество трезвости. В день открытия общества в его члены было принято 150 человек, а через год численность общества достигла 3204 человек (к 1917 году было уже более 140 тысяч трезвенников). Общество действовало при на базе Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви.
В Александро-Невском обществе было организовано бюро для “приискания занятий”, выдавались пособия безработным, лишившимся источника доходов по болезни или другой уважительной причине, оказывалась бесплатная врачебная и юридическая помощь. Средства, помимо пожертвований и членских взносов, добывались с помощью широкой издательской деятельности. Общество имело свою типографию. Выходило два ежемесячных журнала и один еженедельный: “Трезвая жизнь”, “Отдых христианина”, “Воскресный благовест” (первая книжка, издание которой благословил святой праведный Иоанн Кронштадтский). К 1910 году было издано 265 названий книг и брошюр общим тиражом около 2 млн. экземпляров, причем, некоторые из книг о. Александра Рождественского выдержали несколько изданий: “Семья православного христианина”, “Азбука трезвости”, “Памятная книжка трезвенника” и другие. В 1909 году общество трезвости своими экспонатами принимало участие в организации антиалкогольных выставок в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Омске и за рубежом везде ему были присуждены высшие награды за антиалкогольную и культурно-просветительскую деятельность.
Как свидетельствует отчет Святейшего Синода за 1908-09 гг., “первоначальные задачи Александро-Невского общества были скромны. Это были задачи обыкновенного общества трезвости. Трезвенники вместе молились, вместе поучались у своего руководителя, старались поддерживать друг друга в несении трезвенного подвига и привлекали к трезвости других, спасая от пьяной и разгульной жизни. Но с развитием деятельности Александро-Невского общества расширились и его задачи. Понимая под трезвостью не одну частичную добродетель воздержания от спиртных напитков, но целостное христиански-органическое начало жизни, приводящее в гармоничное сочетание все творческие силы человека и предохраняющее его от подавления темными силами, названное общество направило свою деятельность на устранение самих причин и условий зарождения нетрезвости. С этой целью, не ограничиваясь разъяснением спасительной силы трезвости и гибельности пьянства, оно обратило главное внимание на возможно лучшую и правильную постановку проповеди, уясняющей истины веры и нравственности, как руководящие начала для жизни каждого христианина”.
Представители духовенства участвовали в Первом Всероссийском съезде по борьбе с алкоголизмом (Санкт-Петербург, декабрь 1909—январь 1910 гг.). В июне 1912 г. в Москве с благословения Святейшего Синода по инициативе Александро-Невского общества трезвости и Московского Епархиального общества борьбы с народным пьянством был устроен Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом на религиозно-нравственной основе. Почетным покровителем съезда был митрополит Московский и Коломенский, потом Санкт-Петербургский, а впоследствии Киевский и Галицкий, священномученик Владимир (Богоявленский; 1848-1918). При открытии съезда Владыка Арсений говорил: “В соответствующей обстановке, которую дает Церковь, и под ее благодатным воздействием дающий обещания воздерживаться от пьянства укрепляется мало помалу и, наконец, совершенно отстает от этого порока. Поступок ведет к привычке, привычка создает характер, а характер создает человека в полном христианском смысле этого слова”. Он же отметил, что работа обществ трезвости, которую возглавляют деятельные и самоотверженные пастыри, дает изумительные результаты. Особо следует указать на вывод, к которому единодушно пришли делегаты съезда, сформулировав его в резолюции: “Приходские общества трезвости при современном состоянии приходской жизни суть необходимые учреждения в каждом приходе и являются нравственно-обязательным пастырским делом каждого священника”.
При широкой постановке борьбы Церкви за народную трезвость требовались хорошо подготовленные кадры. В 1909 г. появляется Указ Синода о введении в духовных семинариях преподавания правил борьбы с алкоголизмом. “Имея в виду, что воспитанникам духовных семинарий по окончании образования предстоит трудиться в звании учителей и священно-церковнослужителей, Святейший Синод признал желательным и необходимым знакомить воспитанников, особенно старших классов, с гибельными последствиями алкоголизма, дабы по выходе из школы на дело свое они являлись крепкими и убежденными борцами с этим народным недугом. В этих видах Святейшим Синодом указано, что правлениям семинарий надлежит: а) образовать при ученических библиотеках особый отдел по борьбе с алкоголизмом, наполняя его книгами в установленном порядке; б) поручить врачу семинарии при преподавании гигиены и начал медицины в означенных классах подробно и обстоятельно выяснить ученикам все гибельные последствия для организма от неумеренного употребления алкоголя; в) озаботиться приобретением наглядных пособий для лучшего усвоения учениками гибельных пороков пьянства, в виде картин с изображением различных органов, поврежденных алкоголем; г) преподавателям пастырского руководства вменить в обязанность знакомить учеников со способами пастырской деятельности по распространению в народе трезвости посредством устройства общин трезвости и других мер борьбы с развращающим влиянием народного пьянства”. (Всеподданейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1908—1909 гг.).
В отчете обер-прокурора Святейшего Синода за 1914г. сообщается о результатах проведения в жизнь Указа от 1909 г. Соответствующие темы были введены в программы дисциплин: “практическое руководство для пастырей”, “гомилетика”, “медицина” и “психология”. На лекциях демонстрировались картины, картограммы и кинофильмы. Приобреталась соответствующая научно-популярная литература в семинарские библиотеки. Воспитанникам излагалась история и методы борьбы с алкоголизмом.
В 1910 году Синод издал подобный Указ для церковно-приходских школ. Учитывая, что в 1913 году церковных школ для детей в России было 37590 и в них обучалось более 2 миллионов мальчиков и девочек, можно представить результаты введения в программы этих школ уроков трезвости. Стали появляться учебные пособия для проведения таких занятий в церковно-приходских (и иных начальных) школах, часто написанные священниками.
Отдельным направлением социально-педагогической работы было издание специальных трезвеннических журналов или приложений к журналам. В указателе антиалкогольной литературы Н.П.Блудорова встречается 32 названия антиалкогольных журналов, приложений к журналам и периодических листков, издававшихся духовенством и обществами трезвости — церковными или в деятельности которых духовенство принимало активное участие.
Священномученик епископ Гомельский Митрофан (Краснопольский 1919) являлся Председателем Комиссии по борьбе с пьянством в Третьей Государственной Думе. Это обстоятельство указывает на еще одно направление церковной работы по отрезвлению народному – участие в законодательной деятельности.


К марту 1914 года “относится определение Святейшего Синода об установлении на будущее время повсеместно в России ежегодного – 29 августа (ст. стиля), в день Усекновения главы Иоанна Крестителя, церковного праздника трезвости, с производством в этот день сбора пожертвований на дело борьбы с пьянством”.
18 июля 1914 г., в связи с начавшейся войной, царское правительство России ввело запрет на продажу алкоголя и ликвидации казенных питейных заведений на время мобилизации, который был затем: продлён до окончания войны, введению запрета предшествовали, помимо активной, деятельности русской интеллигенции, трехлетние дебаты в Государственной Думе. Результаты запрета были ошеломляющи даже для маловеров. В 1915 г. потребление сократилось до 0,2 литра на душу населения. Производительность, труда повысилась на 9-13 %, несмотря на большое количество призванных в армию.. В начале 1915 года Государственная дума утвердила на текущий год бюджет, не предусматривающий доход от продажи спиртных изделий. Эти меры, получившие мощную церковную поддержку, вывели трезвенническую работу в России на новую – высшую ступень.
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат